Студ

Помощь

Оценка последствий реформ, осуществляемых ВТО

Китай Реферат , Коррупция Реферат , Доклад На Защиту Диссертации Пример , Отчет По Практике Таможенное Дело , Реферат Доклад

Содержание


Ведение

Глава 1. ВТО и ее роль в мировой экономике

1.1 Структура, критерии и показатели ВТО

1.2 Экономические реформы, осуществляемые ВТО

1.3 Состояние основных проблем современной мировой экономики (к России и ВТО)

Глава 2. Анализ экономических преобразований России в составе ВТО

2.1 Анализ динамики внешнеторгового оборота России с 2001-2011г.

2.2 Анализ ограничений, возникающих после присоединения к ВТО

2.3 PEST-анализ последствий присоединения РФ к ВТО

Глава 3. Оценка последствий реформ ВТО для России

3.1 Направления и меры, совершенные внешнеторговой политикой РФ

3.2 Оценка воздействий ВТО на РФ

3.3 Перспективы России как полноправного члена ВТО

Заключение

Литература

Приложения

Ведение


Россия, заявив о своем стремлении к интеграции в мировое экономическое сообщество, последовательно проводит реформирование национальной экономики, формирует инфраструктуру и условия для развития рыночных отношений.

Присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) для России - это не технический этап внешнеторгового сотрудничества, а этап национального выбора стратегии развития для страны и общества.

Уже сегодня Российская экономика открыта для международной торговли. За счет импорта формируется более 50 % розничной торговли. Уровень тарифной защиты промышленности за последние десять лет сократился почти в 2 раза.

Присоединение России к ВТО, в целом, отвечает долгосрочным интересам экономического и социального развития страны, является неотъемлемой частью курса на интеграцию России в Мировую экономическую систему и более эффективное использование всех преимуществ международного разделения труда.

Именно поэтому оценка последствий реформ, осуществляемых ВТО особенно актуальна и имеет огромное значение. Предметом данной работы являются экономические преобразования в экономики России, связанные со вступлением ВТО, объектом исследования - ВТО и экономика Россия в условиях ВТО.

Цель курсовой работы - оценить проблемы и последствия реформ, осуществляемых ВТО для экономики России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

-Определить основные проблемы мировой экономики;

-Изучить структуру, принципы, роль и значение ВТО в мировой экономике;

-Дать анализ динамики внешнеторгового оборота России;

-Выявить основные ограничения, возникающие после присоединения к ВТО;

-Сделать PEST-анализ последствий присоединения РФ к ВТО;

-Обозначить направления и меры, совершенные внешнеторговой политикой РФ;

-Оценить воздействие ВТО на экономику РФ;

-Проанализировать перспективы развития экономики России в условиях ВТО.

Основой для исследования послужили учебно-методические пособия, периодические издания, научные статьи и монографии по заданной теме, а также нормативно-правовые акты, статистические данные и ресурсы сети Internet.

Структура работы представлена в виде введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.

Глава 1. ВТО и ее роль в мировой экономике


1.1 Структура, критерии и показатели ВТО


Всемирная Торговая Организация (ВТО) - международная межгосударственная организация, в рамках которой разрабатываются, обсуждаются и решаются все основные вопросы, связанные с регулированием международной торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности.

ВТО является преемницей Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), действовавшего в роли международной организации по вопросам международной торговли с 1948 г. ВТО ведет свою деятельность с начала 1995 года.

К функциям ВТО относятся: разработка новых и совершенствование действующих правовых норм; контроль за соблюдением ее правовых норм странами-членами организации, рассмотрение и решение споров между ними, проведение обзоров торговой политики государств-членов ВТО и организация многосторонних торговых переговоров.

Комплекс документов, лежащий в основе деятельности ВТО, определяет правовые условия, на основе которых осуществляется и будет осуществляться мировая торговля в ближайшие годы. Правительства стран-участниц ВТО, взяв на себя определенные обязательства, создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые универсальные "правила движения" на мировых рынках товаров и услуг.

Членами ВТО ныне являются 154 государства, на долю которых приходится 94-95% всего объема международной торговли. Наша страна официально вступила в ВТО 16.12.2011, к членству в которой она стремилась 18 лет. Полноправным членом ВТО Россия станет с сентября 2012 года.

Структура организации представлена схематически в Приложении 1.

Высшим органом во всей организационной структуре ВТО является Конференция министров, на которой представлены все члены ВТО. Конференция выполняет функции ВТО. Конференция должна созываться не реже, чем раз в два года, и правомочна принимать решения по всем вопросам, которые являются предметом какого-либо из многосторонних торговых соглашений.

Повседневная работа ВТО выполняется рядом вспомогательных органов, главным образом Генеральным советом, в который также входят представители всех членов ВТО. Генеральный совет учрежден Соглашением о создании ВТО. Генеральный совет может заключить Соглашение о сотрудничестве с другими международными организациями. Генеральный совет подотчетен Конференции министров и обязан представлять ей отчеты о своей деятельности.

Соглашение о создании ВТО учредило три других основных органа, а именно Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами осуществляет контроль за выполнением и функционированием всех соглашений, которые охватывают торговлю товарами (Приложение 1), хотя многие из этих соглашений предусматривают наличие собственных контролирующих органов. Два других совета отвечают за те соглашения ВТО, которые входят в сферу их компетенции. Советы могут создавать собственные вспомогательные органы по мере необходимости.

Конференция министров создала еще три органа:

Комитет по торговле и развитию, который занимается вопросами, касающимися развивающихся стран.

Комитет по платежным балансам, который отвечает за проведение консультаций между членами ВТО и странами, которые применяют ограничительные меры в торговле, в соответствии с положениями статей XII и XVIII ГАТТ в случае сложностей с платежным балансом.

всемирная торговая организация россия

Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам, который отвечает за финансирование и бюджет ВТО.

Бюджет ВТО составляет примерно 130 миллионов швейцарских франков. Взносы членов рассчитываются, исходя из их доли в мировой торговле. Часть бюджета ВТО идет на содержание Центра международной торговли.

Многосторонние торговые соглашения ВТО базируются на следующих основополагающих принципах:

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ): страны-участницы обязаны предоставлять для товаров и услуг других стран-участниц режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется для товаров из какой-либо страны-участницы.

Национальный режим: режим в отношении иностранных товаров и услуг на отечественном рынке должен быть не менее благоприятным, чем тот, который действует в отношении отечественных товаров (в частности, в области налогообложения).

Справедливая конкуренция: разрешение применять санкции против субсидируемого или демпингового импорта в случае нанесения ущерба для отечественных производителей; поэтапный отказ от мер, оказывающих "искажающее" воздействие на торговлю.

Либерализация торговли: регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от количественных ограничений; последовательное сокращение уровня таможенных пошлин с целью развития международной торговли благодаря специализации на производстве конкурентоспособности продукции.

Предсказуемость и транспарентность (прозрачность) торгового режима: мониторинг торговой политики и обязательность нотификации (уведомления) о вводимых торговых мерах.

Специальный и дифференцированный режим для развивающихся стран: более мягкие обязательства по сравнению с развитыми странами и более продолжительный период их реализации (в частности, по таможенной защите, внутренней поддержке сельского хозяйства и субсидированию экспорта).

Руководствуясь вышеупомянутыми принципами, ВТО выполняет следующие основные функции:

·Обеспечивает разработку и реализацию системы многосторонних торговых соглашений и соглашений с ограниченным кругом участников;

·Устанавливает правила и процедуры и действует в качестве форума для разрешения международных споров;

·Осуществляет мониторинг национальной торговой политики стран-участниц;

·Сотрудничает с международными организациями, участвующими в формировании глобальной экономической политики.

Деятельность как ВТО в целом, так и ее отдельных стран-членов характеризуется такими внешнеэкономическими показателями, как внешнеторговый оборот, объем экспорта, импорта и др.

Так по данным Всемирной торговой организации, по итогам 2010 года объем мирового экспорта товаров вырос на 22%. Несмотря на сезонный спад в декабре, мировая торговля смогла превысить уровень декабря кризисного 2008 года. Прирост объемов мировой торговли составил в минувшем году 22%. Сейчас размеры мирового товарооборота превышают те, что были зафиксированы на начальной стадии глобального экономического кризиса - в декабре 2008 года.

Доклад ВТО основывается на статистических данных, в соответствии с которыми международный товарооборот в декабре прошлого года вырос по сравнению с декабрем 2009 года на 17%. [24]

1.2 Экономические реформы, осуществляемые ВТО


ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.) и эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и в 2001 г. начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли [3].

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;

доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

реализация текущих и стратегических торгово-экономических интересов России путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется подавляющая часть всей мировой торговли товарами и услугами.

Основными направлениями деятельности ВТО являются:

контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;

выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;

урегулирование торговых споров между странами-членами;

наблюдение за торговой политикой стран-членов;

сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.

ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной коммерческой практики, а именно:

. таможенно-тарифное регулирование;

. антидемпинговое регулирование и применение компенсационных пошлин;

. использование субсидий и компенсационных мер;

. нетарифные ограничения;

. количественное регулирование и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта;

. деятельность государственных торговых предприятий;

. таможенные союзы и зоны свободной торговли;

. таможенные формальности, сборы, требования к внешнеторговой документации;

. внутренние налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле;

. защитные меры в торговле;

. технические барьеры в торговле;

. санитарные и фитосанитарные меры;

. правила происхождения товара;

. торговля услугами;

. торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами;

. торговля текстилем и одеждой;

. торговля сельскохозяйственной продукцией;

. осуществление правительственных закупок;

. торговля гражданской авиатехникой;

. торговые аспекты инвестиционных мер;

. международная торговля и защита окружающей среды.

Практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными преобразованиями присоединения для России можно считать следующие:

ØПолучение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

ØДоступ к международному механизму разрешения торговых споров;

ØСоздание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

ØРасширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

ØСоздание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

ØУчастие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

ØУлучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.


1.3 Состояние основных проблем современной мировой экономики (к России и ВТО)


Проблемы эффективного регулирования внешней торговли традиционно относятся к числу наиболее сложных и актуальных для нашей страны. Особую значимость они приобрели в связи с процессом вступления России в ВТО, начавшимся еще в 1995 г., который сопровождался эволюцией регулирования внешнеторговой деятельности и постепенным формированием её системы. Изменения, происходившие в регулировании внешней торговли России, отражали противоречия, а иногда и определенную непоследовательность в подходах к экономике стране в целом и к политике во внешнеэкономической сфере, в частности. На эти изменения оказывали свое воздействие как внутренние, так и внешние факторы социально-экономического развития (в том числе и связанные с процессом глобализации), а также и факторы внутриэкономического и внешнеэкономического характера.

В целом в данный период проявилась общая тенденция к либерализации внешнеторговой деятельности. Однако современная международная практика показывает, что процесс либерализации внешней торговли вовсе не носит "линейного" характера, а сопровождается использованием в той или иной степени элементов политики протекционизма. Более того, в условиях глобализации экономики протекционизм приобретает новые черты и особенности. Сфера внешнеторгового регулирования существенно расширяется, в неё включаются все новые области, нередко прямо не связанные с торговлей, и, соответственно, новые инструменты внешнеторгового регулирования.

Россия давно и с переменным успехом стремилась вступить в ГАТТ/ ВТО и довольно долго проводила переговоры о принятии ее в члены данной организации, которые в конце концов увенчались успехом.17-19 июля 1995 года в Женеве состоялось первое заседание рабочей группы по присоединению России к ВТО, и 16 декабря 2011 наша страна официально присоединилась к организации. Так ли необходимо вступление России в ВТО или нет - это проблема не только баланса потерь и выгод, которые получит Россия от сотрудничества с ВТО. В литературе нет единой и однозначной точки зрения на этот не простой вопрос. Потери из - за низкой конкурентоспособности российской экономики очевидны, но и плюсы от того, что Россия будет иметь льготы на рынках, где торгуют по правилам ВТО, и где находятся более 150 государств, не дают однозначного ответа на этот не простой вопрос. В любом случае современные проблемы мировой экономики диктуют свои правила и бросают вызовы в том числе и России.

Главное взвесить те выгоды и потери, которые получит экономика России от вступления в ВТО. Сегодня присоединение России к ВТО (Всемирной торговой организации) является важным условием для дальнейшей модернизации российской экономики.

Самое важное для национальной экономики при вступлении в ВТО - это получения наиболее благоприятного режима в международной торговле. Например, упрощенный сбыт товаров на рынке позволит нашим производителям быть более конкурентоспособными на международных рынках. Мы получим возможность расширить рынки для сбыта угля, нефти, металла и других природных ресурсов. Однако не следует забывать и о проблеме сбыта товаров отечественного перерабатывающего комплекса. Поэтому необходимо более тщательно проработать проблему реализации этих видов товаров на международном рынке и с позиций усиления конкурентоспособности, и с позиций правовой защиты.

Вступление в ВТО позволит России участвовать в выработки правил регулирования международной торговли, что в будущем усилить правовую защиту наших производителей.

Для России важно получить возможность доступа к новейшим технологиям, при одновременном привлечении в экономику различных инвестиций, через допуск на финансовые рынки западных стран. Это необходимо для дальнейшего выхода экономики из кризиса на основе обновления и модернизации российского производства. [4]

При расширении сотрудничества с ВТО и при вступлении в эту организацию, для защиты российского производителя следует тщательно прорабатывать любые соглашения, уступки, компромиссы по самым конкретным вопросам, с позиций национальных интересов. Известно, что вступление в ВТО для ряда отраслей экономики России, может быть неблагоприятной и грозить потерей потребителя и рынков сбыта как внутри, так и за рубежом. Особенно это касается отраслей, которые ориентированы на внутренний рынок и на российского потребителя. Это касается отраслей автопрома, станкостроения, электроники, машиностроения, химической, отраслей легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства. [11]

Глава 2. Анализ экономических преобразований России в составе ВТО


2.1 Анализ динамики внешнеторгового оборота России с 2001-2011г.


Россия, переживающая кризис переходного периода, не могла претендовать на достойное место в мировой экономике. Ее доля в торговом обороте всех стран едва превышала 1%, экономика была обременена крупным внешним долгом, конкурентоспособная готовая продукция занимала скромное место в экспорте и только по товарам топливно-сырьевой группы, некоторым видам вооружения и дешевым акциям предприятий она представляла интерес для участников мирового рынка. Однако в перспективе ее роль в глобальной экономике все же несколько возросла. Под этим углом зрения надо воспринимать современное состояние российских внешнеэкономических связей.

В период с 2001-2011 гг. в экономике России, когда страна только имела статус наблюдателя в ВТО и предпринимала определенные шаги ко вступлению в организацию, происходили колоссальные изменения. Все они нашли отражение в структуре и динамике внешнеторгового оборота России. (Приложение 2)

Внешнеторговый оборот - измеряемый в денежном выражении объем внешнеторговой деятельности страны, группы стран, равный суммарному объему экспорта и импорта за год или иной фиксированный период времени.

Экономический кризис конца XX века наложил существенный отпечаток на дальнейшее развитие экономики России, на многие годы определив ее характер переходного периода.


Таблица 1 Внешнеторговый оборот 2001-2002 гг.

НаименованиеЕдиница измерения2002 г. 2001 г. 2002 г. к 2001 г. + - %Внешнеторговый оборот, в т. ч.: млрд. долл. 166,4149,9+ 11107,1Экспортмлрд. долл. 106,1101,6+ 4,5104,4Импортмлрд. долл. 60,3 53,8+ 6,5112,1Сальдо внешнеторгового балансамлрд. долл. 45,8 47,8 - 2 95,8

Внешнеторговый оборот России в 2002 г. вырос на 7,1% по сравнению с 2001 г., при этом рост импорта (12,1%) был значительно выше, чем рост экспорта (4,4%). (Таблица 1)

Сальдо внешнеторгового баланса сложилось положительное (+ 45,8 млрд. долл.), однако его объем сократился на 4,2% по сравнению с 2001 г.

На развитие внешней торговли в 2002 г. влияли такие факты, как:

Øужесточение протекционных мер относительно экспорта российских товаров со стороны ряда государств;

Øснижение ценовой конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке из-за удорожания услуг российских естественных монополий;

Øснижение тарифной защиты российского рынка. [25]

В этот период к России со стороны ВТО предъявлялись следующие требования:

Во-первых, отменить практику "двойного" ценообразования на газ и электроэнергию, т.е. сравнять наши внутренние цены на энергоносители с мировыми, а также минимизировать роль государства в установлении цен на энергоносители, электроэнергию и транспортные перевозки.

Во-вторых, установить к моменту присоединения все экспортные пошлины на уровне 5% таможенной стоимости товара и полностью отменить их не позднее 2005 г.

В третьих, либерализовать нынешний режим валютного регулирования, сохраняющий обязательную продажу валютной выручки, депозиты на импорт и другие ограничения свободы операций с валютой.

В декабре 2003 г. месячный внешнеторговый оборот России достиг рекордной за последние 15 лет величины - 22,3 млрд. USD. Причина тому была - исключительно благоприятная динамика мировых цен на нефть и другие энергоносители. Так, средняя цена на нефть в 2003 г. была выше, чем в 2002-м, на 13%.

В 2004 г. продолжились тенденции прошлого года, поскольку сохранилась благоприятная ценовая конъюнктура на мировых рынках энергоносителей и металлов. В январе того года экспорт товаров составил 11,0 млрд. USD против 9,6 млрд. USD за соответствующий период предыдущего года (рост на 14,3%). Причем, по мнению экспертов, дальнейший рост интенсивности экспорта сдерживался не только масштабами внешнего спроса, но и пропускной способностью транспортных каналов. [13] Существенный рост экспорта в этот приод был обеспечен как увеличением физических объемов поставок, так и значительным ростом контрактных цен. Структура российского экспорта под влиянием благоприятной конъюнктуры на рынках энергоносителей и ряда других сырьевых товаров и полуфабрикатов приобрела еще более выраженный топливно-сырьевой характер.

По объему внешнеторгового оборота (сумма товарного экспорта и импорта) Россия занимала среди других государств мира в 2001-2005 гг.21-е место - рядом с такими небольшими государствами, как Швеция и Норвегия.

Приведенные статистические данные далеко не полностью отражали реальные торговые отношения, которые в определенной части не вошли в официальную статистику. Помимо "челночной" торговли больших размеров достигли контрабандная торговля, бартер, увод валютной выручки в результате фиктивного занижения экспортных цен или стоимости переработки "давальческого сырья" при так называемом толлинге. Последний позволил посредническим оффшорным компаниям закупать на льготных условиях для российских предприятий глинозем, как вовне, так и внутри России, оплачивать по внутренним ценам его переработку, а затем получать в свое полное распоряжение готовый алюминий для экспорта. Широко практиковался Украиной и странами Балтии реэкспорт топливно-сырьевых товаров, купленных в России по ценам ниже мировых. Реэкспортные операции с российскими цветными металлами вывели в начале 90-х годов Эстонию, которая их никогда не производила, в число крупных мировых их экспортеров.

Товарная структура экспорта и импорта в России 2005-2006 гг. представлена на рис 1.


Экспорт20052006Импорт20052006

Рис.1. Товарная структура экспорта и импорта РФ (в процентах) [4]


Как видно по данным рис.1 в товарной структуре экспорта преобладают минеральные продукты, основную часть которых составляют топливно-энергетические ресурсы (нефть, газ) - 64,8% в 2005г., 65,7% в 2006г. основная доля импорта формируется за счет закупок машин, оборудования и транспортных средств - 44% в 2005г., 47,7 % в 2006г. Данные тенденции имеют место и в 2007г. - в товарной структуре экспорта преобладают топливно-энергетические ресурсы - 63,3%. Ведущее место в импорте в 2007г. занимали также машины, оборудование и транспортные средства - 49,8%.

Внешнеторговый оборот России вырос в 2008 году на 33,2 % - до $735 млрд (по данным Федеральной таможенной службы). Положительное сальдо составило $201,2 млрд.

Экспорт России в 2008 году составил $468,1 млрд и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33 %.

Крупнейший импортёр товаров из России - Нидерланды ($36,3 млрд, 2009 [16]). Товарооборот России со странами дальнего зарубежья вырос в 2008 году на 34 % - до $628,5 млрд. Товарооборот России со странами СНГ увеличился в 2008 году на 29 % и составил $106,5 млрд.

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского союза в 2008 году приходилось 52 % российского товарооборота (в 2007 году - 51,3 %). На страны СНГ в 2008 году приходилось 14,5 % российского товарооборота (в 2007 году - 15 %), на страны ЕврАзЭС - 8,2 % (8,7 %), на страны АТЭС - 20,4 % (19,3 %).

Основными торговыми партнёрами России в 2008 году среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил $67,3 млрд, Нидерланды - $61,8 млрд, Китай - $55,9 млрд, Италия - $52,9 млрд, Турция - $33,8 млрд, Япония - $29 млрд, США - $27,3 млрд, Польша - $27,2 млрд, Великобритания - $22,5 млрд, Финляндия - $22,4 млрд. Основные показатели внешней торговли Российской Федерации (по методологии платежного баланса) представлены в таблице 2.


Таблица 2 Основные показатели внешней торговли Российской Федерации (по методологии платежного баланса) (в млрд. долл. США)

Январь 2008 гЯнварь 2009 г. (оценка) в том числе со странами в том числе со странами ВсегоДальнее зарубежьеСНГВсегоДальнее зарубежьеСНГВнешнеторговый оборот50,242,77,430,525,94,6 темпы роста в %151,2152,2145,660,860,761,8Экспорт34,529,45,120,217,23 темпы роста в %160,4160,216258,558,558,7 Импорт15,613,32,310,38,71,6 темпы роста в %134,1137119,365,865,468,4 Сальдо18,916,12,89,98,51,4 темпы роста в %191,7186,2231,852,552,850,5Источник: Мониторинг и прогнозы социально-экономического развития Российской федерации, февраль, 2009 г. // Министерство экономического развития Российской Федерации

В 2010 году продолжалось восстановление российской экономики после глубокого спада, вызванного мировым финансово-экономическим кризисом. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, который способствовал ускорению роста импорта.

Внешнеторговый оборот, по оценке, в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 30,6% и составил 646,8 млрд. долларов США, при этом экспорт вырос на 31,2%, импорт - на 29,7 процента.

В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 61,5%, импорта - 38,5 процента. (Таблица 3)


Таблица 3 Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платежного баланса) (в млрд. долл. США)

январь - декабрь 2009 гянварь - декабрь 2010 г. (оценка) в том числе со странами в том числе со странами ВсегоДальнее зарубежьеСНГВсегоДальнее зарубежьеСНГВнешнеторговый оборот495,242372,2646,8549,697,2 темпы роста в %64,964,765,6130,6129,9134,6Экспорт303,4255,348,1398336,261,8 темпы роста в %64,363,767,6131,2131,7128,5 Импорт191,8167,724,1248,8213,535,3 темпы роста в %65,766,361,8129,7127,3146,8 Сальдо111,687,524149,2122,726,5 темпы роста в %62,159,374,7133,7140,2110,2Источник: Мониторинг, февраль, 2011 г. // Министерство экономического развития Российской Федерации

По данным Банка России, за январь-сентябрь 2011 года внешнеторговый оборот России (по методологии платежного баланса) составил $612,272 млрд и увеличился на 33,2% по сравнению с аналогичным показателем за январь-сентябрь 2010 года ($459,825 млрд). [17]

Следует добавить, что объем экспорта топливно-энергетических товаров за январь-май 2011 года возрос на 28,5% и достиг $140,655 млрд, в том числе нефти - на 29,3% до $70,623 млрд, газа - на 35,9% до $27,6 млрд. [8]

Со вступление России в ВТО, эта организация будет регулировать до 98% мирового торгового оборота, а общий внешнеторговый оборот России существенно возрастет.

Выводы:

Сырьевая структура российского экспорта предопределяет возможность резких колебаний его объемов (в стоимостном выражении) в зависимости от мировых цен. Такая привязка экспорта к конъюнктуре мирового рынка создает реальную угрозу национальной безопасности России. Рост российского экспорта сдерживается также проводимой рядом стран антидемпинговой политикой (черные металлы, химическая продукция) и конкуренцией на рынках ЦВЕ со стороны Украины, Белоруссии и других стран, у которых транспортные издержки меньше, чем на российские товары.

Исходя из вышеизложенного, центральные и в то же время самые сложные задачи реформирования российской экономики - восстановление и развитие экспортного потенциала страны, повышение конкурентоспособности российских товаров на международных рынках, формирование рациональной структуры экспорта и импорта, привлечение иностранных инвестиций на взаимовыгодных условиях, обеспечение экономической безопасности России. Чему активно должно способствовать вступление России в ВТО.

2.2 Анализ ограничений, возникающих после присоединения к ВТО


Главным последствием вступления РФ в ВТО для экономики России стало не столько снижение пошлин, сколько установление формальных ограничений для экономической политики всех будущих правительств России.

С какими переменами столкнутся отечественные предприятия уже в ближайшее время, что делать, какие у них перспективы на международных рынках производственной кооперации, какие новые факторы будут влиять на развитие отечественной экономики, какие появятся новые проблемы и возможности, кто больше выиграет от вступления в ВТО.

Неверно мнение, что, вступив в ВТО, мы лишаемся возможности защищать свой рынок. Это допускается и российским законодательством и правилами ВТО. Сейчас уже используется тарифная защита, антидемпинговые расследования, специальные защитные меры. Например, механизм квотирования импорта на отечественном мясном рынке, антидемпинговые пошлины на рынке сахара.

Члены ВТО для защиты своих рынков умело используют такие легальные в рамках организации барьеры, как ответные меры на субсидированный импорт (в виде компенсационных пошлин) и защитные меры (если импорт угрожающе повышается). Так, антидемпинговые меры в последние годы выросли по сравнению с 90-ми годами почти на треть, по сравнению с 80-ми - более, чем в 2 раза.

После присоединения России к ВТО нельзя:

üавтономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО;

üдискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи;

üприменять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер;

üприменять максимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары);

üограничивать транзит и доступ к транзитным сетям;

üувязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор);

üвключать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке;

üприменять экспортные субсидии в любых формах;

üприменять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования;

üпредоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю;

üограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам;

üдискриминировать товары и услуги и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами и услугами и их поставщиков других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе);

üухудшать условия доступа на рынок и деятельность на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашениями;

üлицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, если это выходит за рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги;

üдискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением.

На региональном уровне нельзя в соответствии с нормами ВТО применять меры, препятствующие нормальным экономическим обменам, существенно сократится также возможность лоббирования интересов отдельных компаний и групп.

Необходимо обратить внимание на то, что если в субъектах федерации имеются отличные от федеральных меры регулирования (что в ВТО не приветствуется), то они должны фиксироваться в перечне специфических обязательств страны.

Уточним средства, которыми будет располагать Россия для защиты отечественных производителей после принятия ее в ВТО. Это:

vантидемпинговые пошлины (статья VI ГАТТ 1994, Соглашение по ее применению);

vкомпенсационные пошлины (статья VI ГАТТ 1994, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам);

vограничения в целях обеспечения платежного баланса (статья XII ГАТТ 1994);

vдругие защитные меры (статьи XIX, XX, XXI ГАТТ 1994). [20]

Так, повышение импортных таможенных тарифов допускается по правилам ВТО только после консультаций с партнерами либо в случае дефицита платежного баланса, либо в случае применения антидемпинговых или компенсационных мер.

Правила ВТО предоставляют возможность получения компенсаций за ущерб, нанесенный в результате расширения таможенных союзов (например, при ухудшении условий доступа на рынки стран Прибалтики и Восточной Европы после принятия их в ЕС).

Нужно предвидеть те последствия, которые наступят в результате вступления России в ВТО. Так, нашей легкой промышленности будет трудно конкурировать с потоком продукции из Китая. Но торговую войну Китаю по товарам широкого потребления проиграл весь мир. Отечественные предприятия этой отрасли уже давно работают не просто в условиях абсолютно свободного рынка, а по сути в условиях протекционизма по отношению к импортерам, и в то же время российские поставки на рынки США и ЕС строго квотированы. Этой отрасли пойдет на пользу вступление РФ в ВТО, поскольку появится возможность в соответствии с правилами ВТО отстаивать интересы наших производителей в стране и за рубежом. Требуется предоставить равные условия работы на российском рынке отечественным предпринимателям и импортерам.

Выводы:

Многие ограничения ВТО, которые весьма жестки по отношению к политике правительства и по отношению к бюджету, можно обойти мерами денежно-кредитной политики. Российские товаропроизводители, бизнесмены говорят о неравных условиях доступа к кредитам. Те процентные ставки и те возможности получения кредита, которые есть у отечественных предприятий, ни в какое сравнение не идут с теми, которые есть в Европе, Америке, Японии или даже в Китае.

Поэтому активизация денежно-кредитной политики, ее переориентация на организацию реального кредита отечественным предприятиям может во многом компенсировать и даже существенно продвинуть государственную поддержку экономического роста за счет организации российского национального кредита, который вообще никак не подпадает под ограничения ВТО.

Необходимо разработать специальные меры. Если ВТО требует отменить регулирование процентных ставок за счет бюджета, можно компенсировать эту отмену путем расширения соответствующей активности российского банка развития. Если запрещают использовать государственные кредиты в поддержку экспорта, можно то же самое делать через российский экспортно-импортный банк. То есть, нужны способы поддержки в формах, адекватных ограничениям ВТО.


2.3 PEST-анализ последствий присоединения РФ к ВТО

/ STEP - акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов (Political, Economic, Social and Technology factors), которые оказывают воздействие на развитие экономики и бизнеса. Данный анализ используются для диагностики макросреды; полезный инструмент понимания рынка, позиции, потенциала и направление бизнеса.

Политический аспект - это, прежде всего, вопрос о регулировании коммерческой деятельности со стороны государства.

Анализ экономического аспекта позволяет понять, как формируются и распределяются основные экономические ресурсы на уровне государства.

Социальный аспект в большей степени связан с формированием потребительских предпочтений населения, этим определяется возможный спрос на товары и услуги в стратегической перспективе.

Значение технологического аспекта также весьма важно, так как перед любой страной или организацией стоит угроза потери своего товара или продукта из-за вытеснения его технологически более совершенным./ STEP-анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, так как факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам, обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества как системы.

Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы. Рассмотрим PEST-анализ последствий присоединения РФ к ВТО.


Политические: 1. Защита от лоббирования. У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом. 2. Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. Присоединение к системе ВТО способствует тому, что проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды. 3. Борьба с коррупцией. Система свободной торговли создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что способствует притоку инвестиций в страну. 4. Прозрачность и гласность, то есть обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности. Более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию, применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана. Экономические: 1. защита многих российских отраслей, находящихся сегодня в кризисном состоянии, будет затруднена из-за облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг. 2. снижение импортных пошлин может значительно облегчить федеральный бюджет Российской Федерации. 3. Членство в ВТО ограничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономической деятельности (как тарифное, так и нетарифное регулирование), особенно ограничивающих импорт. 4. Может осложниться продвижение по пути интеграции России со странами СНГ, в первую очередь, в рамках Таможенного союза. 5. Россия получит возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами. 6. Усилится конкуренция во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. 7. Существенно может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Социальные: 1. Возможный рост неравенства в распределении доходов. Данный процесс чаще всего связывают с расширением вовлеченности стран в глобализационные процессы. 2. Региональная проекция влияния вступления в ВТО на рынок труда. Для каждого региона, в контексте потерь и выгод от вступления России в ВТО, важно посмотреть на экономические параметры (уровень экономического развития регионов; степень открытости экономики и уровень ее диверсификации; роль крупного и малого бизнеса) в сочетании с социальными характеристиками (уровень жизни населения; развитие потребительского рынка; качество экономики активного населения; состояние рынка труда) и закономерностями расселения населения. 3. Изменения в потребительском поведении населения. Так, если ликвидируется перекрестное субсидирование, то это также повлечет за собой рост цен на жилищно-коммунальные услуги для населения. Технологические: 1. ликвидация импортных пошлин, НДС и таможенных сборов при ввозе в страну воздушных судов (кроме военных), компонентов и узлов, авиадвигателей и их частей, авиационных тренажеров. 2. Гармонизацию правил сертификации и стандартов производства. 3. Реформирование инновационной сферы 4. любая закупку авиатехники и других технологических товаров только на основе конкурса с участием иностранных производителей. 5. Соглашения ВТО и механизмы урегулирования спорных проблем дают возможность приобретения знаний и опыта управления процессами международного трансферта и коммерциализации технологий, защиты прав интеллектуальной собственности, используемых в мировой практике. Это снизит неизбежные потери, которые Россия уже несет в этой сфере. 6. Технологическая безопасность в современных условиях обеспечивается не только оборонными, но и чисто гражданскими производствами, особенно в сфере ИТ.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что членство России в ВТО, усиление открытости экономики, национальных рынков окажет, несомненно, сильное влияние (как положительное, так и отрицательное) не только на экономику, но и на социальную, политическую и технологическую сферы. Минимизация отрицательных эффектов от вступления в ВТО является важнейшей задачей государства для отстаивания национальных интересов России.

Выводы:

Членство в ВТО предполагает получение преимуществ и принятие на себя обязательств: с одной стороны, создаются равные условия для российского бизнеса на рынках иностранных государств, появляются инструменты устранения дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров и услуг. А с другой стороны, Россия гарантирует соблюдение правил и норм ВТО, предусматривающих открытие отечественного рынка для зарубежных компаний и существенное ограничение возможностей государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.

Последствия присоединения России к ВТО коснутся не только внешнеэкономической и торговой сфер, они отразятся на дальнейшем развитии всей экономики в целом. Одни отрасли, способные успешно развиваться без государственной поддержки и защиты внутреннего рынка (например, металлургия и топливно-энергетический комплекс), получат дополнительные возможности продвижения своей продукции на внешний рынок. Другие, зависимые от государственной поддержки и нуждающиеся в защите от иностранных конкурентов (например, машиностроение), могут столкнуться с ухудшением условий функционирования.

На рынках продукции высокой степени переработки российская продукция существенно менее конкурентоспособна. В том числе на наиболее перспективном рынке наукоемких изделий и технологий доля российских предприятий - менее 1 процента. Без освоения новых перспективных технологий присоединение России к ВТО может привести к закреплению сырьевой направленности развития экономики.

Вступление в ВТО предполагает изменение законодательства нашей страны, которое уже приведено в соответствие с нормами ВТО.

Среди основных условий присоединения России к ВТО наибольшее значение имеют обязательные соглашения по системным вопросам, требования по отмене экспортных ограничений, а также дополнительные соглашения по торговле гражданской авиационной техникой, правительственным закупкам, информационным технологиям. Важным предметом являются экспортные пошлины.

Итак, присоединение России к ВТО затрагивает практически все наиболее актуальные вопросы экономической политики государства: стимулирования экономического роста, инвестиционной и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, поддержки экспорта и других направлений повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Глава 3. Оценка последствий реформ ВТО для России


3.1 Направления и меры, совершенные внешнеторговой политикой РФ


Присоединение России к ВТО оформлено 16 декабря 2011 г. подписанием Протокола о присоединении к Марракешскому Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (далее - Протокол).

Протокол, после его ратификации, становится международным договором для Российской Федерации.

После присоединения России, ВТО будет регулировать около 97-98 процентов мировой торговли. [17]

Из Протокола о присоединении следует, что присоединяющееся государство становится членом ВТО и принимает на себя обязательства по Соглашению о ВТО, включая все изменения и дополнения к нему, которые были приняты членами ВТО и вступили в силу на дату вступления в силу Протокола. Протокол также обязывает нового члена ВТО соблюдать специфические обязательства, согласованные в результате переговоров о присоединении государства к ВТО с членами этой организации. Протокол является неотъемлемой частью Соглашения о ВТО.

К Протоколу прилагаются Перечень уступок и обязательств России по товарам и Перечень ее специфических обязательств по услугам. Доклад Рабочей группы (Доклад РГ) не является приложением к Протоколу, но в Протоколе указываются реквизиты Доклада как отдельного официального документа ВТО и содержатся ссылки на конкретные параграфы Доклада, имеющие статус обязательств.

Основные параметры договоренностей по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом приведены в таблицах. Расчеты средневзвешенных ставок проведены на базе усредненной таможенной статистики поставок из Дальнего зарубежья в 2008-2010 гг. (Приложение 3)

Вступление в ВТО не предполагает полной отмены защитных мер государства по отношению к отечественным компаниям (таможенные пошлины, квотирование, особые режимы налогообложения иностранных юридических лиц), предполагается лишь небольшое их ослабление. Но и оно способно повлиять на экономическую ситуацию. Поэтому российские предприятия, чтобы правила ВТО не застали их врасплох, должны проанализировать свою деятельность, принимая во внимание следующие риски:

Правовые. Возможность изменения законодательства (это может на время заблокировать деятельность компании), введение новых правил.

Операционные. Неквалифицированный персонал, несовершенные технологии - помехи для фирмы, ослабляющие ее конкурентоспособность в новых условиях.

Финансовые. Это риски, связанные с финансированием деятельности (высокая стоимость привлечения средств, отсутствие кредиторов для крупных проектов, недостаток собственных средств для инвестирования), низкая рентабельность бизнеса вследствие его неэффективности, высокого налогообложения и др.

Вступление в ВТО должно привести к большей открытости экономики, что будет способствовать уменьшению влияния части этих рисков. Однако при вступлении в ВТО российские предприятия могут столкнуться с новыми рисками. Они могут быть связаны с качеством управления компанией, качеством продукции, контрагентами, конкурентами, регионом деятельности.

Те, кто сможет управлять этими рисками, будет на равных конкурировать с зарубежными фирмами.

Членство России в ВТО дает возможности вести экономическую деятельность в принципиально новой организационно-правовой среде на равных условиях с участниками мирового рынка, обеспечивающими 97% оборота мировой торговли. Поэтому нужно учитывать следующие моменты:

. Конкретизировать условия задачи, определять систему координат:

где я? и Что я представляю? (товары, услуги) по отношению к товарам (услугам) мирового сообщества. Проводить анализ внешнего рынка, изучать конъюнктуру основных рынков товаров и услуг.

. Определять свои слабые места. Для российских компаний, как правило, это:

Низкая конкурентоспособность товара (неконкурентоспособность по качеству, цене, дизайну и упаковке, устаревшее оборудование и технологии). Большинство аналитиков единодушно утверждают, что продукция и услуги отечественных предприятий окажутся неконкурентоспособными из-за несоответствия международным требованиям, что приведет к потере внутреннего рынка. Выход на внешний рынок также будет затруднен, так как одно из основных условий тендеров по поставке продукции и услуг - наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям международного стандарта ISO. Например, европейские предприятия делят своих поставщиков на три группы, причем разница закупочной цены в этих группах достаточно существенная (до 15%): абсолютно надежные (есть сертификат СМК), относительно надежные (СМК в процессе внедрения) и ненадежные (СМК отсутствует).

Использование непрозрачных методов ведения хозяйственной деятельности.

Отсутствие подготовленных специалистов. Дефицит компетентного персонала, адаптированного для работы в новых условиях высокой конкуренции, особенно ощутим среди предприятий малого и среднего бизнеса. К примеру, до вступления в ВТО Китай подготовил более 25 тысяч руководителей, проведя их обучение и стажировку за рубежом.

Незнание основ внешнеэкономической деятельности: таможенных тарифов и условий поставки, международного механизма разрешения торговых споров и т.п. Нормы и правила ВТО имеют приоритет над нормами российского законодательства.

. Наметить способы ликвидации слабых мест.

. Начатье реализацию намеченных мероприятий. Но при этом не забывать своевременно проводить оценку внешней среды и достигнутых результатов и по мере необходимости вносите разумные корректировки в разработанный план.

Выводы:

В Перечне российских обязательств зафиксированы также меры "горизонтального" характера, то есть распространяющихся на все сектора услуг (ограничения в отношении собственности иностранцев на землю; требования к иностранным инвесторам, участвующим в реализации соглашений о разделе продукции, основные требования по перемещению физических лиц - поставщиков услуг).

Окончательный пакет договоренностей по условиям присоединения к ВТО включает в себя следующие основные элементы, касающиеся финансовых услуг:

) запрет на деятельность филиалов иностранных банков ("прямых" филиалов) в России;

) допуск в Россию "прямых" филиалов страховых компаний через длительный переходный период при условии соблюдения требований лицензирования и финансовой устойчивости.

Однако нашими обязательствами не предусмотрено каких-либо ограничений на отдельные виды банковских операций. То есть, в случае получения необходимых лицензий, банки с иностранными инвестициями смогут работать на всех сегментах российского банковского рынка без ограничений.

) сохранение 50% квоты иностранного участия в совокупном капитале российских банков и страховых компаний.

Естественно сами предприятия и предприниматели должны использовать в полной мере весь спектр мер, необходимых для минимизации отрицательных последствий от вступления в ВТО.

В случае возникновения проблем для отдельных секторов российской экономики, Россия намерена использовать разрешенный в рамках ВТО гибкий инструментарий мер защиты рынка.

В настоящее время заинтересованные ведомства обсуждают программу мер, включающую перечень потенциальных рисков и набор готовых решений в рамках правового поля ВТО для конкретных проблемных ситуаций. Такая программа позволит в случае необходимости оперативно реагировать на возникающие риски и принимать меры по их нейтрализации. [5]


3.2 Оценка воздействий ВТО на РФ


Одним из принципов ВТО является торговля без дискриминации, которая предполагает взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Это принцип закреплен в статье 1 ГАТТ, а также в соглашениях по торговле услугами и интеллектуальной собственностью. Согласно данным соглашениям страна обязуется распространять на третьи страны все тарифные и налоговые льготы и привилегии, предоставляемые одному из своих торговых партнеров.

Действие данного принципа направлено против дискриминации товаров в международной торговле на основе страны их происхождения или страны назначения. С одной стороны, это позволило бы России при ее вступлении в ВТО расширить возможности российских экспортеров в защите своих прав в случае применения зарубежными странами торговых ограничений против российского экспорта.

С другой стороны, в России уже как минимум две трети всего внешнеторгового оборота приходится на страны, с которыми Россия поддерживает режим РНБ на взаимной основе или такие режимы, как зона свободной торговли, таможенный союз, торговые преференции. Кроме того, ВТО предоставляет преимущества в торговле в первую очередь тем странам, которые экспортируют товары с высокой долей добавленной стоимости, то есть трудоемкую и наукоемкую. В России же сегодня большую часть экспорта составляет сырье, импортная пошлина на которое в зарубежных странах либо нулевая, либо очень небольшая.

Участие в ВТО не гарантирует и прекращение антидемпинговых процедур ни для какой из стран, включая Россию. Основная масса случаев демпинга и антидемпинговых разбирательств происходит именно между самими членами ВТО, так как либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означают, что страна полностью лишается законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок.

В сельском хозяйстве экспорт может уменьшиться на 5,5-5,7%, а в пищевой промышленности - на 3,4-3,6%. При этом прирост импорта составит 2,7-3,3% в сельском хозяйстве и 1,7-2,6% в пищевой промышленности. Это означает ухудшение сальдо внешней торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами.

Совокупные потери аграрно-продовольственного сектора могут составить порядка 1,3 млрд. долл. При этом для сельскохозяйственных предприятий сокращение таможенно-тарифной защиты менее болезненно, чем снижение поддержки. [10]

Важную роль в спаде производства, наряду со снижением государственной поддержки, сыграет приток огромного объема дешевого импорта. Это может "убить" многих отечественных производителей, т.к. конкурентоспособность многих видов российской продукции в порядки ниже западной. Это неминуемо понесет за собой катастрофические последствия - безработицу, снижение уровня жизни населения. Стоит только подумать, что может стать с моногородами вследствие прекращения производства.

На протяжении многих лет Россия стремилась закрепить за собой право, став членом ВТО, оказывать поддержку своим аграриям в размере до 9 млрд. долл в год. (слайд) Так вот, на последнем раунде переговоров Россия вроде бы добилась своего: оппоненты согласились на наши 9 млрд. долл в год. Однако это будет длиться недолго: уже с 2013 г. субсидии должны начать плавное снижение и к 2017 г. достичь уровня в 4,4 миллиарда долл.

Это неизбежно приведет к снижению производства. Выпуск этой отрасли снизится по оценкам экспертов на 2,4%. Как следствие, занятость на сельскохозяйственных предприятиях может уменьшиться на 13-14%.

В решении этого вопроса государство делает ставки на:

) рост иностранных инвестиционных потоков

) способы государственной поддержки производства методами, не входящими в ограничения.

Выводы:

Подводя итоги, можно сказать, что вступление в ВТО является очень важным для России шагом на пути как ее внутреннего развития, так и усиления позиций на мировой арене. Конечно, необходимость вступления в ВТО очевидна: сегодняшним приоритетом для страны является достижение развитости экономики, а не потери и ущерб от изоляции.

Но членство в ВТО несет с собой и определенные риски, малейшие промахи в политике государства могут подорвать экономическую систему страны и привести к ужасающим последствиям. Поэтому важно как можно лучше подготовиться к грядущим переменам в экономике страны, для этого необходимы точный и поэтапный расчет в проведении политики государства, разработке и реализации реформ, тогда Россия сможет всему миру заявить о себе, как о развитом государстве и равноправном экономическом партнере.


3.3 Перспективы России как полноправного члена ВТО


Принимая решение о присоединении к ВТО, российское руководство отдавало себе отчет о том, что данный шаг потребует непростых решений, связанных с приведением национального внешнеторгового механизма РФ в соответствие с нормами и инструментами, применяемыми ГАТТ/ВТО. Принятие указанных мер может негативно отразиться на положении ряда отечественных производителей, хотя степень подобного воздействия могла бы быть в значительной мере ослаблена в случае достижения договоренности с ВТО о предоставлении России достаточно длительного адаптационного периода.

Вместе с тем присоединение к ВТО принесет России и весьма ощутимые экономические выгоды. Во-первых, полноправное членство в ВТО дает России возможность непосредственно участвовать в обсуждении всех вопросов, касающихся многостороннего регулирования международной торговли, его развития и модификации, эффективно отстаивать при этом национальные экономические интересы страны. Во-вторых, участие в ВТО может стать стимулом экономического развития России и укрепления реформаторских тенденций и процессов в стране. В-третьих, участие в ВТО, означающее переход России в международное признанное правовое поле многосторонних торгово-экономических отношений, повысит доверие к России как к равноправному и предсказуемому участнику международной торговли и одновременно обезопасит ее в значительной мере от возможности применения по отношению к ней разного рода дискриминационных мер. Наконец, участие в ВТО может, при прочих равных условиях, повысить привлекательность России в качестве объекта приложения капитала для солидных иностранных инвесторов.

Итак, основными мотивами вступления России в ВТО являются:

получение доступа российских товаров на мировые рынки товаров и услуг;

снижение и отсутствие дискриминационных и нетарифных барьеров по отношению к российским предприятиям;

участие нашей страны в многосторонних механизмах решения торговых споров;

возможность для России защищать свои интересы в ходе очередных раундов торговых переговоров;

недопущение рецидива антирыночной политики.

Присоединение России к ВТО устранит многие из существующих сегодня ограничений на пути российского экспорта и импорта. Препятствиями в отношении экспорта сейчас являются разнообразные тарифные и нетарифные ограничения для российских товаров со стороны стран, их импортирующих. К ним относятся установление квот и высоких ввозных пошлин, обвинения российских предприятий в демпинге и последующий запрет на ввоз их продукции. Барьером, существенно сдерживающим импорт товаров в Россию из-за границы, является высокий уровень таможенных пошлин на иностранные товары. Так в РФ средняя ставка таможенных пошлин составляет 14% (по некоторым оценкам 17-18%). В странах-членах ВТО сейчас средняя ставка тарифа составляет 4-6%. [7]

В экономической литературе имеются два сценария последствий от вступления России в ВТО: пессимистический (катастрофический) и оптимистический. Первый из них основывается на том, что Россия в силу сложившихся исторических, социокультурных, географических и других особенностей на данном этапе не обладает необходимыми конкурентными преимуществами для завоевания и поддержания технологического лидерства, то есть является глобально неконкурентоспособной. Вступление в ВТО не может сделать российскую экономику инвестиционно более привлекательной, чем, например, экономики стран Латинской Америки и быстро растущие азиатские рынки. Сырьевая специализация России в международном разделении труда не только не снизится, но будет возрастать, усиливая зависимость страны от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Дальнейшее развитие экспортоориентированных отраслей будет происходить за счет сокращения перерабатывающих производств, что усилит симптомы "голландской болезни". Массированный рост импорта, повышение внутренних тарифов на энергоносители до уровня мировых приведет к закрытию предприятий многих отраслей, окончательному подрыву сельского хозяйства, масштабной безработице. Потеря социальной стабильности ослабит государственность и усидит тенденции к экономической и политической дезинтеграции страны. Специалисты отмечают, что конкурентоспособность большинства российских товаров понизится за счет:

согласованного снижения уровней импортных тарифов (так называемых уровней связывания), которые по итогам переговоров с Европейским Союзом на промышленные товары будут уменьшены с 10 до 7,6%, а на сырьевые товары упадут до нуля. К 2010 г. пошлины на отдельные импортные лекарства, например, будут сокращены вдвое. Внутренний спрос переключится на более дешевые и качественные иностранные товары;

удорожания энергоресурсов. Согласно договоренностям с ЕС реальные отпускные цены на нефть и газ для отечественных промышленных потребителей удвоятся. Это приведет к росту издержек производства в энергоемких отраслях: металлургической и химической;

ужесточения требований к сертификации систем менеджмента качества на российских предприятиях. Производители, не перешедшие на международную систему стандартизации и сертификации продукции, не смогут выйти на внешние рынки;

кризисных явлений в сфере услуг (банковских, страховых, телекоммуникационных);

уменьшения государственной поддержки сельского хозяйства.

Выводы:

Возможные негативные последствия от вступления России в ВТО объясняют сложность и длительность прошедших переговоров российского руководства с развитыми странами об условиях присоединения к ВТО. Развитые страны предъявили к России серьезные требования: снизить до нуля импортные пошлины на гражданские самолеты; полностью открыть для иностранных фирм доступ на российский финансовый рынок; уменьшить государственную поддержку сельскохозяйственных производителей, сократить пошлины на импортируемые сельскохозяйственные товары; повысить до уровня мировых внутренние тарифы на энергоносители, отпускаемые российским предприятиям; присоединиться к энергетической хартии ЕС (в этом случае европейские компании получили бы возможность самостоятельно разрабатывать российские месторождения полезных ископаемых).

Большинство сторонников оптимистического сценария считают, что после вступления России в ВТО на внутреннем рынке усилится здоровая конкуренция, усовершенствуется законодательство, а в целом российская экономика только выиграет, открывая свой рынок для иностранных товаров и получая доступ на рынки стран ВТО. Согласно оценкам Всемирного банка, через несколько лет после присоединения российская экономика будет получать дополнительно по 19 млрд. долл. в год.

Вопрос о либерализации торговли и ее влиянии на экономику не является центральным при обсуждении перспектив присоединения к ВТО. Эта организация всего лишь один из механизмов, который можно использовать для получения потенциальных выгод от либерализации. Как следствие, чистый баланс выгод и издержек, получаемых в результате либерализации при присоединении к ВТО, следует сопоставлять (а) с чистым балансом выгод и издержек при осуществлении альтернативных вариантов либерализации и (б) с "ценой" получения доступа к действующим в ВТО политико-правовым механизмам защиты экономических интересов.

Даже если будет реализован оптимистический вариант развития, обществу и государству нужно будет определиться, за счет каких факторов российская экономика будет интегрироваться в мировое хозяйство - либо за счет эксплуатации природных ресурсов и дешевой рабочей силы либо за счет научно-технического прогресса, знаний, инновация и инвестиций. По первому пути, как правило, следуют развивающиеся страны, по второму - страны развитые. По какому из них пойдет Россия - во многом зависит от государства и его экономической политики.

Заключение


В заключении курсовой работы можно утверждать, что основные задачи, поставленные в самом начале работы были успешно решены, а основная цель - оценка проблем и последствий реформ, осуществляемых ВТО для экономики России, достигнута в полной мере.

ВТО - это рынок, на котором продаются и покупаются мероприятия торговой политики, служащие интересам тех или иных групп экономических субъектов. Фактически ВТО транслирует на глобальный уровень процессы лоббирования и контрлоббирования, характерные для национальных и региональных политических рынков. Успех на рынке торговой политики, как и на всяком другом, зависит от объема ресурсов, которые могут быть инвестированы в укрепление конкурентных позиций, и от способности предложить партнерам эффективные стимулы для обеспечения выгодных условий сделок.

Для страны, принявшей решение о присоединении к ВТО и ее условиях, ключевое значение имеет оценка шансов преуспеть в конкурентной борьбе на глобальном рынке мероприятий торговой политики. При этом необходимо принимать во внимание три хронологические перспективы:

vкраткосрочную, в фокусе которой находится возможность добиться благоприятных условий присоединения;

vсреднесрочную, связанную с защитой интересов национальных экономических субъектов с использованием действующих политико-правовых механизмов ВТО;

vдолгосрочную, в рамках которой ключевое значение имеют возможности влиять на дальнейшую эволюцию указанных механизмов.

В связи с этим стратегические задачи участия России в ВТО должны заключаться в следующем:

Содействие формированию многосторонней системы правил международной торговли, основанной на равенстве прав и обязательств ее участников и эффективных процедурах выработки, принятия и применения решений, проведение активной и конструктивной позиции по возможно большему числу направлений деятельности ВТО, что способствовало бы дальнейшему укреплению позиций России в мире, в том числе как полноправного участника международной торговли;

Обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров, услуг и капиталовложений на внешние рынки, защита прав российских поставщиков и инвесторов

Контроль за выполнением обязательств членами ВТО по направлениям, представляющим системный, текущий или потенциальный интерес для России и ее бизнеса

Обеспечение выполнения обязательств России, принятых в процессе присоединения, выработка мер по нейтрализации возможного отрицательного воздействия членства в ВТО на экономику, на макро - и секторальном уровнях.

Литература


1.Алексеев А.М. Россия движется к вступлению в ВТО // "Российская Газета", 2010, № 32, с 45

2.Горбунова О.А., Минченкова И.В. ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России. М., 2009.

.Зуева И.А. Эволюция ГАТТ и создание ВТО в процессе глобализации // Международные отношения. Политология. Регионоведение. Вестник Нижегородского университета им.Н.И. Лобачевского. 2010. № 6. с.306-310.

.К программе социально-экономического развития России 2008-2016 гг. // Научный доклад ИЭ РАН. М., 2008. С190.

.Карпов М.И. О вступлении России в ВТО // "Экономист", 2010, № 46, с.24.

.Клавдиенко В.П. Рабочая группа РСПП по вступлению России в ВТО // Вестник МГУ, сер.6, Экономика, 2009, № 2, С.23-3

.Кунин А.В., Ледова А.С. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО // "Экономика", 2010, №56, с.25

.Медведев Д.А. Российская дипломатия: защита национальных интересов и содействие комплексной модернизации страны // Международная жизнь. №8.2010. С.1-9.

.Мониторинг и прогнозы социально-экономического развития Российской федерации, февраль, 2009 г. // Министерство экономического развития Российской Федерации.

.Пискайкин А.В. Россия ежегодно теряет $4 млрд. из-за того, что не состоит в ВТО // "Мировая экономика", 2010, № 13, с 54

.Портанский А.П. ВТО и ее роль в глобализации мировой экономики. М. 2010.

.Постановления Правительства РФ от 11.05.2007 284, от 07.05.2008 №364, от 04.10.2008 № 742.

.Рикошинский А. Внешняя торговля России. Состояние и перспективы // Основные Средства. №6.2004

14.URL: #"center">Приложения


Приложение 1


Приложение 2


Динамика внешнеторгового оборота России в 2001-2011 гг.


Источник: #"center">Приложение 3


Ставки импортных пошлин в сравнении с действующим тарифом

ЕТТ: среднеарифметическая ставкаОбязательства в ВТО: среднеарифметическая ставкаНачальный уровеньКонечный уровеньВся номенклатура11,36712,8779,249С/х товары18,58418,18314,624Промышленные товары9,07211,2237,573Вся номенклатура10,29311,8507,147Сельскохозяйственные товары15,63415,17811,275Промышленные товары9,38711,2566,410

Таким образом, в целом по тарифу снижение средневзвешенной ставки от текущего состояния до конечного уровня связывания, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит несколько большую величину - порядка 4,4 процентных пункта.