Студ

Помощь

Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации

Диссертации По Литературе , Реферат На Тему Политика , Курсовые Работы Бесплатно Без Регистрации , Отчет По Практике Гму

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный университет»

Институт экономики и бизнеса

Кафедра экономического анализа и государственного управления






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Основы государственного и муниципального управления

на тему: «Деятельность органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере культуры: специфика и пути оптимизации»


Студентки 2 курса

Заочного отделения

Направления 081100

«Государственное и муниципальное управление»

Группы ГМУ-ЗУ-12/1

Шамсутдиновой Алсу Рафиковны

Научный руководитель: доцент кафедры

Слепова Владислава Викторовна


г. Ульяновск

г.


Содержание


Введение

Глава 1: Теоретико-методологические основы изучения государственной культурной политики

.1Теория и понятие культурной политики

.2Нормативно-правовые основы реализации государственной культурной политики

Глава 2: Культурная деятельность на уровне государства и субъекта РФ

.1 Культурная деятельность на уровне Российской Федерации

.2 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры

.3 Особенности функционирования органов государственной власти в отрасли культуры в Ульяновской области

Глава 3: Основные пути оптимизации работы органов государственной власти в отрасти культуры

.1 Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в отрасли культуры

.2 Концепция развития культуры на период до 2020 года в отдельных субъектах РФ

.3 Проблемы функционирования органов государственной власти в отрасли культуры в Ульяновской области и пути их решения

Заключение

Список литературы


Введение


Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль - все заключено органически целостно в церковном культе, в форме еще не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур - Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

Во многом, современное понятие «культуры» как цивилизации сформировалось в XVIII - начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем, это понятие, с одной стороны, стало включать отличия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны - различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антипода понятию «природы». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё что не попадает в это определение - хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.

Сфера культуры и досуга - это лицо как государства в целом, так и отдельного региона, своеобразный индикатор уровня его развития, духовного состояния граждан.

Поэтому управление сферой культуры является важным явлением в социальной политике, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории.

Объектом исследования является культурная политика современной России.

Цель - анализ реализации культурной политики региона, выявление путей оптимизации деятельности органов государственной власти в сфере культуры на региональном уровне

Задачи курсовой работы является:

.дать понятие управления сферой культуры и рассмотреть ее структуру;

.изучить характерные особенности разработки региональной политики в области культуры;

.рассмотреть особенности политики Ульяновской области в области культуры;

.определить проблемы в сфере культуры и пути их решения

Источниковой базой исследования явились положения и выводы, содержащиеся в учебниках, учебных пособиях, монографиях, публикациях в периодических изданиях по проблеме исследования, следующих авторов: Балакшин А.С., Востряков Л.Е., Мухаев Р.Т., Астафьева О.Н., Малик Е.Н., Галуцкий, Г.М., Жидков В.С.

Проблемы реализации культурной политики были широко освещены в трудах: Балакшина А.С. «Культурная политика: теория и методология исследования», Вострякова Л.Е. «Государственная культурная политика: понятие и модели», Астафьевой О. «Культурная политика современной России: процесс поиска», Жидков В.С., Соколов К.Б. «Культурная политика России: теория и история», Дымникова А.И. «Проблемы финансирования культуры».

Но многие вопросы реализации культурной политики остаются явно недостаточно разработанными, как в нормативных актах, так и в теоретической литературе.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», региональное законодательство

Методологическую основу исследования составили: общенаучные и специальные методы познания объекта исследования, такие как: метод анализа и синтеза, метод классификации, исторический, логический, сравнительный, правовой и иные методы.


Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения государственной культурной политики


.1Теория и понятие культурной политики


Культура - это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

Культурное наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации.

Культурные блага - услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Право человека и гражданина на пользование достижениями культуры, провозглашенное в ст. 27 «Всеобщей декларации прав человека» закреплено в Конституциях многих стран.

Способность удовлетворять социально-значимые потребности тесно связана не только с уровнем спроса на тот или иной продукт культурной деятельности, но и с ресурсными возможностями (материальными, трудовыми, финансовыми) организаций культуры и искусства.

Политические и социально - экономические перемены, происшедшие в России в последнее десятилетие, выдвигают экономический аспект деятельности организаций культуры на передний план. Важной особенностью современного этапа развития сферы культуры является ее

В настоящее время в сфере культуры функционируют организации, для которых экономический приоритет является естественным. При этом их деятельность также базируется на культурных потребностях населения, как правило, в области организации отдыха и развлечений. Социально - экономическая характеристика функциональной роли организаций культуры определяется, приоритетом экономического аспекта их деятельности. Только государство своей политикой способно регулировать этот процесс" активно поддерживая те организации, в которых приоритетом выступает «содержательная» сторона.

Канадские ученые Г, Шартран и К. Маккафи еще в 1985 году, анализируя опыт государственной культурной политики в разных странах, пришли к выводу о существовании как минимум четырех концептуальных установок государства по отношению к культуре: «архитектора», «вдохновителя», «инженера» и «патрона».

Государство в роли «архитектора» поддерживает и финансирует любые проявления культуры. Культурная политика при этом выступает частью всей социальной политики, а ее целью становится общее улучшение благосостояния народа.

Выступая в роли «вдохновителя» государство стимулирует частные или коллективные вложения в культуру, а его финансовая поддержка осуществляется в форме встречных субсидий.

Роль «инженера» становится возможной для государства лишь в том случае, если он является единственным собственником материальной базы культуры, в этом случае культурная политика связывается и направляется на цели воспитания и образования.

Роль «патрона» предполагает максимальную отстраненность государственных чиновников от вмешательства в творческие процессы, от распределения государственных субсидий некоммерческим организациям культуры.

На сегодняшний день в России наиболее ярко проявляется роль «инженера», в меньшей степени роли «вдохновителя». Роли «архитектора» и «патрона» наименее ярко выражены в государственной политике.

Культурная политика государства - это выработка обоснованных приоритетов, связанных с возрождением и развитием отечественной культуры, а также разработка системы административно-правового и экономического регулирования, стимулирующей организации культуры в направлениях социально-культурной деятельности, наиболее значимых для духовного развития общества.

Наличие многообразия культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов, формирующих спрос на определенные услуги, определяет появление достаточно разнообразных типов организаций культуры. Как уже было отмечено выше, специфика производства «культурного продукта» заключается в ряде случаев в отсутствии временной дистанции между ним и процессом потребления. Поэтому для сферы культуры характерно то обстоятельство, что реализация услуг возможна только при наличии соответствующих учреждений, способных их предоставлять.

Наиболее полно из имеющихся источников сфера культуры была представлена в работе И.Е. Дискина. Он выделил 18 видов учреждений, осуществляющих производство и реализацию продуктов, а также три вида предприятий, участвующих в создании материально-технической базы, культуры. Учитывая актуальность вопроса, приведем данный перечень полностью:

культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, зоопарки, досуговые центры);

выставочные залы;

театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки);

учебные заведения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические школы);

высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории, институты культуры, кинематографии, хореографические училища);

киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки);

базы и конторы проката;

киностудии;

издательства;

редакции газет и журналов;

предприятия полиграфической промышленности;

учреждения книжной торговли и «Роспечати»;

телеграфные и информационные агентства;

редакции радио и телевидения;

радиодома;

телестудии и телевизионные технические центры;

студии звукозаписи;

предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков. Кроме того, к сфере культуры и искусства были отнесены:

специализированные реставрационные предприятия и мастерские;

предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения

В связи с новыми явлениями в сфере культуры и досуга данный перечень можно дополнить.

Кроме того, в группу высших и специальных учебных заведений следует включить институты театрального и циркового искусства.

Не менее важным представляется рассмотрение возможных подходов к классификации организаций культуры. В качестве основания классификации могут быть положены следующие признаки:

. Форма собственности.

. Вид продукта (результат труда).

. Основные направления деятельности (функциональный признак).

Способ хозяйственной деятельности.

Рассмотрим предложенные признаки более подробно.

. Классификация по формам собственности. В настоящее время, классифицируя организации культуры по форме собственности, выделяют организации, являющиеся:

федеральной собственностью или собственностью субъектов Российской Федерации;

муниципальной собственностью;

частной собственностью юридических и физических лиц.

. Классификация по виду продукта (результату деятельности). Используя данный признак классификации организаций субъектов культуры, можно выделить организации:

а. производящие материальные продукты;

б. оказывающие материальные услуги;

в. предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный (в том числе финансовый результат);

г. предоставляющие преимущественно нематериальные услуги;

д. осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры.

К первой подгруппе относятся; театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досуга.

Ко второй - внешкольные учебные заведения эстетического образования, средние специальные и высшие учебные заведения.

К третьей - библиотеки, архивы, рекламные и информационные агентства.

В четвертую группу следует включить художественные салоны и магазины, антикварные магазины и лавки; магазины по продаже музыкальной техники, дисков и кассет: книжной торговли и т.п.

Следует отметить, что классификация организаций по данному признаку и их отнесение к той или иной группе (или подгруппе) предполагает выделение основного продукта, ибо для многих организаций данной сфера характерным является разнообразие продуктов, особенно в области оказания услуг.

Г.Л. Тульчинский выделяет следующие виды социально-культурной деятельности: искусство, творческая (художественная) деятельность, исполнительство, концертная деятельность, развлечения, досуг, этнографические искусства и ремесла, детское творчество, любительство. Г.М.Галуцкий - культурное просвещение; театрально-концертную и цирковую деятельность; кино- видеозапись и тонзапись; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; реставрационную деятельность; историко-архивную деятельность и краеведение; радио- и телевещание.

Представляется, что для целей государственного регулирования перечисленные выше направления социо-культурной деятельности можно укрупнить, выделив только две группы:

культурное просветительство и божественное творчество;

отдых и развлечения.

Подобное укрупнение целесообразно, если принять во внимание, с одной стороны, наиболее значимые функции организаций культуры, с другой - наиболее важные культурные потребности населения, которые они призваны удовлетворять. При этом под культурным просветительством подразумевается деятельность архивов, библиотек, лекториев, образовательная деятельность различных специальных учебных заведений, соответствующая клубная работа, некоторые виды; познавательного туризма.

Под художественным творчеством - деятельность учреждений искусств (театров, концертных организаций, филармоний, цирков), творческую деятельность профессиональных художников, скульпторов, мастеров художественных народных промыслов, любительское творчество (детей, подростков, взрослых) и пр.

Данный подход, возможно, носит не всеобщий характер, однако, подобное разделение представляется важным. Значимость функций, взяты за основу классификации, может быть по-разному оценено как государством, иметь разные механизмы регулирования, так и потребителями.

. Классификация по способу хозяйственной деятельности. Данный признак в классификации организаций культуры чрезвычайно важен для понимания определенных различий в экономическом механизме, специфики финансово-хозяйственной деятельности, обусловленных приоритетом экономического или содержательного аспектов. Сегодня различают:

коммерческий тип хозяйствования;

некоммерческий тип хозяйствования.

Эта классификация, позволяет относить конкретные организации культуры к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами.

Коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики; главная цель при этом - извлечение прибыли из производства и реализации конкретного продукта, Достижение значимого экономического эффекта является определяющим при формировании основных направлений деятельности, ценовой политики, финансового планирования и прогнозирования. Содержательная же сторона, т.е. социально-культурная значимость неизбежно уходит на второй план, и, в конечном счете, определяется потребительским спросом на конкретный продукт (товар или услугу).

Некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации, государства, города; эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни. Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, ибо, в частности, предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения (в том числе низкообеспеченных) к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Следствие этому - убыточность, то есть неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Учреждения культуры, относящиеся к данному типу хозяйствования, являются либо бюджетными, и часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней, либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций и фондов, частных пожертвований и прочих источников.

Проблема выбора и сочетания форм и методов государственного регулирования деятельности организаций культуры - одна из наиболее важных, сложных и дискуссионных не только для России, но и для других стран. Следует при этом отметить, что во всех случаях речь идет не о принципиальном отрицании необходимости государственного регулирования культурных процессов в стране, а о его границах и сферах, объектах и субъектах, фермах и методах, о его социальной ангажированности и направленности.

Существует более или менее стандартный набор общепринятых форм и методов государственного; регулирования. Инструментарий государственного регулирований меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфических политических и экономических условий каждой страны. Поэтому, строго говоря, диапазон и границы государственного регулирования деятельности организаций культуры не могут быть корректно определены без учета динамики развития российской экономики.

В современной экономической литературе к инструментарию государственного регулирования принято относить:

. Административное регулирование.

.Правовое регулирование.

. Прямое экономическое регулирование.

. Косвенное экономическое регулирование.

Правовое регулирование осуществляется в рамках гражданского (хозяйственного) законодательства через систему норм и правил.

Административное регулирование осуществляется путем лицензирования и квотирования, контроля над ценами и доходами, валютными курсами, учетными процентами и др.

Прямое экономическое регулирование носит максимально адресный характер и осуществляется в формах безвозвратного целевого финансирования секторов территорий и организаций. Целевое финансирование может осуществляться как в форме прямого субсидирования: дотации, пособия, доплата из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней так и в форме льготного кредитования.

Косвенное экономические регулирование, как правило, носит автоматический и безадресный характер и предполагает широкое использование рычагов кредитно-денежной, налоговой, валютной, внешнеэкономической (в том числе таможенно - тарифной) политики.

Рассмотрим более подробно формы и методы государственного регулирования деятельности организаций культуры в России.

Важнейшая функция государства - разработка законодательства и обеспечение реализации законодательных установок. С 1 января 1995 года на территории России введена в действие первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК) который призван был заложить правовые основы цивилизованных рыночных отношений в стране. В нем, в частности, было сформулировано понятие «юридическое лицо», которым признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, имеющая право приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, иметь самостоятельный баланс или смету; а также определен единый порядок регистрации юридических лиц.

В Кодексе были определены также основные организационно-правовые формы юридических лиц. Для сферы культуры и искусства в настоящее время характерно многообразие организационно-правовых форм организаций как коммерческих, так и некоммерческих.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, формирование и использование имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей, а также основы управления ими были также определены Законом «О некоммерческих организациях». В частности, для них были определены возможные источники формирования имущества и формы экономической поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти местного самоуправления. Последнее предполагает, в частности, установление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданными в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях.