Студ

Помощь

Анализ безработицы в России

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Экономическая сущность безработицы и ее факторы

.1 Сущность, виды и причины безработицы

.2 Показатели безработицы

.3 Социально-экономические последствия безработицы

Глава 2. Анализ безработицы в России

.1 Анализ динамики уровня общей и регистрируемой безработицы

.2 Анализ структуры безработных по половозрастным группам, образованию

.3 Анализ численности безработных по способу поиска работы и наличию прошлого опыта. Показатели продолжительности безработицы

Глава 3. Меры по сокращению уровня безработицы

.1 Мероприятия по сдерживанию высвобождения занятых и предупреждению массовой безработицы

.2 Меры по оказанию помощи в новом трудоустройстве и социальной поддержке безработных

.3 Экономическая эффективность мер по сокращению безработицы

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ


Происходящий в России сегодня переход к рыночным отношениям связан с громадными трудностями, возникновением многих социально- экономических проблем. Одной из главных является проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок трактует и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Но пока не созданы эффективные принципы использования трудовых ресурсов, а именно возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.

Безработица характеризует собой макроэкономическую проблему, которая оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для множества людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Следовательно, неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Актуальность характеризуется тем, что рост, причины и методы борьбы с безработицей являются сложным и жизненными вопросами, ответы на которые нам предстоит найти в нижеизложенной работе.

Цель курсовой работы - рассмотреть взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы.

Исходя из цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

Изучить экономическую сущность безработицы и ее факторы.

Провести анализ безработицы в России.

Охарактеризовать меры по сокращению уровня безработицы.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ФАКТОРЫ

безработица трудоустройство экономический

1.1 Сущность, виды и причины безработицы


Рыночный механизм, не может обеспечить полной занятости даже при условии свободных рабочих мест. Множество представителей разных направлений экономической мысли считают безработицу центральной проблемой современного общества. Оно становится неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.

Безработица представляет собой социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда.

Безработица в рыночной экономике - это состояние рынка рабочей силы в условиях, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее. Безработица несет циклический характер.

Безработными по классификации Международной организации труда становятся лица, зарегистрированные на бирже труда, которые постоянно находятся в поиске работы. Временно освобождены и те, кто намерен приступить к работе в течение 30 дней, признаются безработными, если они и не выполняют второго пункта относительно активных поисков работы.

К незанятому населению относится то население, которое отказывается от предлагаемой ему работы. Совокупность занятого и безработного населения называется работоспособным населением.

Скрытая безработица может быть, если число работников на производственных участках превышает необходимое. Отсюда, последствиями его является депрофессионализация, низкое качество продукции, падение дисциплины труда, уравниловка в оплате труда, снижение реальной заработной платы.

Среди распространенных форм скрытой безработицы - вынуждены производственные простои по технологическим причинам, прогулы и простои, связанные с недобросовестным отношением работников к работе. Для общества опасным становится не сама безработица, а отсутствие механизма его регулирования, надежной защиты безработных.

Выделяют следующие виды безработицы:

Фрикционная.

Структурная.

Циклическая.

Фрикционная безработица возникает тогда, когда определенная часть людей добровольно меняет место работы, а часть ищет новую работу через увольнение, часть временно потеряла сезонную работу, а часть, особенно молодежь, впервые ищет работу. Фрикционная безработица считается неизбежной и в определенной степени желательна, так как часть работников, временно потеряв работу, переходит с низкооплачиваемой, недостаточно продуктивной работы на выше оплачиваемую и продуктивную работу. Это значит что большие доходы для людей и рациональное распределение трудовых ресурсов, а именно и больший реальный объем национального продукта.

Структурная безработица становится продолжением фрикционной. Она происходит тогда, когда в результате научно-технического прогресса происходят важные изменения в технике, технологии и организации производства, меняющие структуру спроса на рабочую силу. Названные изменения приводят к тому, что спрос на определенные профессии уменьшается или вовсе исчезает, а на другие профессии, которых раньше не существовало, растет. "Структурные" безработные не могут найти работу без определенной переподготовки, дополнительного обучения, а то и места жительства. Фрикционная безработица обычно краткосрочна, а структурная - долгосрочна, отсюда и считается более тяжелой.

Циклическая безработица происходит под воздействием циклических спадов, когда осуществляется сокращение объемов производства. За счет этого падает совокупный спрос на рабочую силу, и занятость уменьшается, а безработица повышается.

Усилия множество государств, а именно и нашего, продолжительное время были направлены на уменьшение безработицы, на то, чтобы все трудоспособные были заняты в общественном производстве. Но время показало, что такую "полную" занятость осуществить невозможно, потому что существует фрикционная и структурная безработица, которые неизбежны. Отсюда в последние годы полную занятость считают как занятость, при которой оплачиваемую работу имеют менее 100% трудоспособных граждан. Следовательно, при полной занятости уровень безработицы равен сумме фрикционной и структурной безработицы. Такая безработица считается естественной или нормальной.

Безработица признается, с одной стороны, главным стимулятором активности работающего населения, а с другой - огромной общественной бедой. К негативным последствиям безработицы относят:

понижение уровня жизни;

появление неуверенности в будущем;

морально-психологической травмы (лишний человек);

возникновение чувства собственной неполноценности;

понижение квалификации работников;

увеличение преступности.

Разнообразие типов безработицы сильно усложняет задачу его сокращения. Так как единых "лекарства от безработицы" быть не может, то для разрешения этой проблемы приходится использовать различные методы, мероприятия, как на уровне государства, так и на уровне предприятий.

Далее рассмотрим показатели безработицы.

1.2 Показатели безработицы


Равновесие на рынке труда существует тогда, когда количество запрашиваемого труда равняется количеству предлагаемого.

Согласно неоклассической концепции оно достигается за счет мгновенной реакции ставки заработной платы на соотношение спроса и предложения на рынке труда. Благодаря гибкости зарплаты рыночный механизм обеспечивает полную и эффективную занятость. Полная занятость в данном случае означает, что каждый желающий продать определенное количество труда по сложившейся в данный момент цене может осуществить свое желание. Проиллюстрируем понятие полной и эффективной занятости с помощью рис. 1.


Рис. 1. Равновесие на рынке труда при полной занятости


При ставке реальной заработной платы w0 предложение труда полностью соответствует спросу на него. Но это не значит, что исчерпаны все имеющиеся в данный момент трудовые ресурсы. Если бы ставка зарплаты поднялась до w1, то предложение труда возросло бы до N1. Тем не менее в ситуации, представленной на рис. 1, нет безработицы: трудоспособные, им соответствует отрезок N0N1, не желают наниматься на работу при ставке w0.

Занятость на уровне N0 является эффективной потому, что каждая дополнительная единица труда дает меньший прирост выпуска, чем требуется средств для ее оплаты. Это следует из того, что кривая спроса на труд ND в условиях совершенной конкуренции одновременно представляет кривую предельной производительности труда. При использовании, например, дополнительно (N1 -N0) единиц труда возникают потери, представленные на рис. 2 площадью заштрихованного треугольника.

Когда в стране с низкой производительностью труда (кривая ND сдвинута влево вниз) рабочие предлагают труд по относительно высокой цене (кривая NS сдвинута влево вверх), тогда полная занятость может сочетаться с большими объемами неиспользуемых трудовых ресурсов (отрезок N1N0 будет большим). В современной экономической теории такая ситуация на рынке труда интерпретируется как безработица, обусловленная недостатком капитала. Увеличение капиталовооруженности труда повысит его предельную производительность (сместит кривую ND вправо вверх), и уровень полной занятости в неоклассическом понимании возрастет.

Согласно неоклассической концепции равновесие на рынке труда устойчиво. Если ставка реальной зарплаты окажется равной w, то, во-первых, работу начнут искать трудоспособные, им соответствует отрезок N0N1 во-вторых, спрос на труд сократится до Л^. В результате возникает безработица в размере (N1 - N2). Конкуренция за рабочие места заставит ищущих работу согласиться на более низкую оплату труда, и ставка номинальной зарплаты будет снижаться до тех пор, пока ставка реальной зарплаты не примет значение w0.

Согласно кейнсианской концепции рынок труда может стабилизироваться при наличии безработицы.


Рис. 2. Равновесие на рынке труда при безработице

Если предприниматели установят ставку номинальной зарплаты на максимально допустимом для них уровне Wq, то предложение труда будет равно N2 и на рынке труда образуется избыток в размере (N2 - N0). Несмотря на то, что в рассматриваемой ситуации ищущие работу согласны на более низкую оплату труда, уменьшение ставки зарплаты ниже W0 не увеличит спрос на труд. С позиций классической школы в данном случае цена труда завышена на величину (W0 - W1). Но даже при снижении ее до W1 сохранится безработица в размере (N1 - N0), которая не устраняется в ходе стихийного взаимодействия спроса и предложения на рынке труда. В данном случае рынок труда стабилизируется при неэффективном уровне занятости, так как предельная производительность труда превышает предельные издержки на него. Площадь заштрихованного треугольника на рис. 2 представляет чистый выигрыш от увеличения производства путем доведения занятости до N1.

Теперь рассмотрим социально-экономические последствия безработицы.


.3 Социально-экономические последствия безработицы


Социально-экономические последствия безработицы необходимо рассматривать вместе с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее главных глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период главным средством побудить большие массы людей перемещаться с целью рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем видно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство организаций и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

За время развития экономической теории (в частности теории безработицы, ее видов и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

Дж. М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...".

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили против кейнсианских методов.

Как я уже отмечала, в 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы?

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы можно снизить следующими мероприятиями:

улучшить информационное обеспечение рынка труда. Во всех странах эту функцию осуществляют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о возможных вакансиях и сообщают ее безработным;

) устранить факторы, снижающие мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создать развитый рынок жилья;

б) увеличить масштабы жилищного строительства;

в) отменить административные преграды для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса могут быть:

стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Изучив и рассмотрев, экономическая сущность безработицы и ее факторы, перейдем к анализу безработицы в России.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ


.1 Анализ динамики уровня общей и регистрируемой безработицы


Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в 2011 году составляла 75,6 млн. человек, то есть 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 70,9 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн. человек - как безработные с использованием критериев МОТ, а именно не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю.


Рис. 3. Динамика численности экономически активного населения


Уровень безработицы, то есть отношение численности безработных к численности экономически активного населения в 2011 году составляло 6,1% (без исключения сезонного фактора).

Рис. 4. Уровень безработицы по методологии МОТ


Уровень занятости населения, то есть отношение численности занятого населения к общей численности населения упомянутого возраста в 2011 году составляло 64,0%.


Таблица 1 - Экономическая активность населения

2011г.2010г.2011г. к 2010г. (+,-) декабрьIV кварталв среднем за годдекабрьIV кварталв среднем за годТыс.человек Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила)755757564875752750137528875440312занятые709337091070732696217011569804928безработные2)464347385020539251725636-616В процентах Уровень экономической активности (экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)68,268,268,367,367,667,70,6Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)64,064,063,862,562,962,71,1Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)6,16,36,67,26,97,5-0,9

По сравнению с началом года численность занятого населения понизилась на 37 тыс. человек, или на 0,1%, численность безработных за этот период понизилась на 123 тыс. человек, или на 2,6%. По сравнению с 2010 годом численность занятого населения увеличилась на 1121 тыс. человек, или на 1,6%, численность безработных уменьшилась на 716 тыс.человек, или на 13,3% по сравнению с 2010 годом.

Далее проведем анализ структуры безработных по половозрастным группам, образованию.


.2 Анализ структуры безработных по половозрастным группам, образованию


Общая численность безработных, классифицируемая в соответствии с принципами МОТ, в 3,6 раза увеличилась численность безработных, которые зарегистрированы в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце 2011 года в государственных учреждениях службы занятости населения числилось на учете в качестве безработных 1286 тыс.человек.

Как демонстрируют документы обследований населения по проблемам занятости в декабре, 66,3% безработных искали работу сами без помощи служб занятости. При всем притом мужчины реже обращались в службы занятости с целью поиска работы, чем женщины.

Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в 2011 году составляла 29,2%, среди безработных женщин - 38,6%. Наиболее плодотворными считаются обращение с целью поиска работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его предпочитают около половины безработных.

Далее проанализируем численность безработных по способу поиска работы и наличию прошлого опыта. Показатели продолжительности безработицы.


.4 Анализ численности безработных по способу поиска работы и наличию прошлого опыта. Показатели продолжительности безработицы


Рис. 5. Способы поиска работы безработных


Среди безработных, по принципу МОТ, доля женщин в 2011 году составляла 47,6%, доля городских жителей - 61,1%.

Безработица городского и сельского населения характеризовалась превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В 2011 году это превышение составляло 1,9 раза.

Таблица 2 - Уровень безработицы по полу и виду поселения в процентах

ВсегоМужчиныЖенщиныГородское населениеСельское население2011г. Январь7,88,47,16,511,4Февраль7,68,36,86,311,2Март7,17,96,36,210,0Апрель7,27,96,55,911,0Май6,46,66,25,39,5Июнь6,16,45,75,28,5Июль6,56,96,25,69,2Август6,16,26,05,28,9Сентябрь6,06,55,55,18,7Октябрь6,46,66,15,59,0Ноябрь6,36,66,05,29,5Декабрь6,16,36,05,09,6

Средний возраст безработных в 2011 году составлял 35,3 года. Молодежь до 25 лет составляла среди безработных 26,8% (в ноябре 2011г. - 26,0%), а именно в возрасте 15-19 лет - 5,6%, 20-24 лет - 21,2%. Высокий уровень безработицы прослеживался в возрастной группе 15-19 лет (35,0%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с ноябрем 2011 года уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличивалась на 0,9 %, в возрасте 20-24 лет - на 0,6 %.


Рис. 6. Уровень безработицы по возрастным группам и в виду поселений

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в 2011 году. составляло 14,8%, а именно среди городского населения - 13,2%, среди сельского населения - 18,3%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляло 3,0 раза, а именно среди городского населения - 3,5 раза, сельского населения - 2,2 раза.

Среди безработных 29,4% составляли граждане, период пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более искали работу 32,6% безработных, что является застойной безработицей.

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составляла 36,4%, среди городских - 30,2%.

В численности безработных 27,6% составляли лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В 2011 году их численность по сравнению с 2010 годом оставалась на том же уровне и составляла 1,3 млн.человек. В числе безработных, которые не имеют опыт трудовой деятельности, 16,8% составляли молодежь до 20 лет, 48,1% - от 20 до 24 лет, 19,5% - от 25 до 29 лет.

В 2011 году среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией предприятия или собственного дела, составляла 18,0%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,0%.

Самый низкий уровень безработицы, соответствующей покозателям МОТ, отмечался в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Рис. 7. Уровень безработицы по методологии МОТ, по федеральным округам


Проанализировав безработицу в России, охарактеризуем меры по сокращению уровня безработицы.

ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ


.1 Мероприятия по сдерживанию высвобождения занятых и предупреждению массовой безработицы


Неразвитость практики государственной поддержки отдельных слоев и категорий работников требует разработки и реализации целевых социальных программ в целях смягчения негативных последствий индивидуализации трудовых отношений. Ослабление социальных гарантий работников может преодолеваться путем установления государством ряда норм для всех работников независимо от того, являются ли они постоянно или временно занятыми. Во всех случаях государство должно контролировать развитие гибких форм занятости, в противном случае последует нарастание социальной нестабильности, и государство окажется перед необходимостью значительного увеличения социальных выплат или применения репрессивных мер против недовольных.

В целях регулирования занятости государством предприняты шаги по снижению коэффициента экономической активности населения. К ним относятся: сокращение сроков выхода на пенсию, увеличение продолжительности обязательного школьного обучения, расширение практики образовательных отпусков, а также жесткие ограничительные меры в отношении миграции иностранной рабочей силы. В современных условиях занятость в России становится важнейшим объектом социального управления. В мотивационном ядре российских работников ведущая роль принадлежит труду как инструменту зарабатывания денег. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) примерно половина опрошенных ориентирована на сравнительно небольшие заработки и уверенность в завтрашнем дне, третья часть - на высокие, пусть и не гарантированные доходы, менее 10% отдают предпочтение самостоятельной занятости и готовы нести связанный с этим риск. Более уверены в себе молодые респонденты, руководящие работники, а также лица, занятые в негосударственном секторе экономики. Иждивенческие настроения и привычка рассчитывать на «авось» еще сильны в сознании россиян.

В ситуации угрозы увольнений работники также демонстрируют пассивные поведенческие установки.

Менее всех готовы к переменам работники государственных предприятий. Акционерные предприятия занимают промежуточное положение между государственными и частными. Работники частных предприятий в большей мере готовы к переменам. Чаще всего опасения потерять работу высказывают работники бюджетных отраслей. Наибольшая тревога по поводу возможной потери работы характерна для городского населения. Исключение составляют жители Москвы и Санкт-Петербурга. Дело в том, что живущие в обоих крупнейших административных, промышленных и культурных центрах имеют более широкий выбор сфер приложения труда. Однако картина меняется, когда речь заходит о вероятности массовых сокращений на предприятиях, где работают опрашиваемые: 48% из них полагают, что возможность значительных сокращений по месту работы вполне реальна, и не питают иллюзий на этот счет [5].

Как и прежде, 30-40% респондентов включают проблему роста безработицы в число пяти наиболее острых проблем, стоящих перед Россией и ее гражданами.

При этом половина респондентов уверена, что в случае потери нынешнего рабочего места они вновь легко трудоустроятся, четверть опрошенных не имеет ясного представления о своих перспективах, и примерно пятая часть думает, что найти другую работу будет трудно. Наиболее распространенный мотив трудовой мобильности - неудовлетворенность оплатой труда (65%). Второе место занимает неудовлетворенность условиями и организацией труда (24%). На третьем месте по значимости - неудовлетворенность содержанием труда и отсутствие возможностей профессионального роста.

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» [18] определил правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства по реализации права на труд граждан, постоянно (шесть месяцев и более) проживающих на территории России.

В соответствии с Законом для содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство предусматривает:

осуществление мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, создание новых технологий, поощрение гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий;

создание службы занятости населения и Государственного фонда занятости РФ.

С целью выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на республиканском и местном уровнях создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей, рекомендуемых профессиональными союзами, ассоциациями (союзами) предпринимателей, органами службы занятости и общественными организациями, представляющими интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Вместе с тем необходимо избегать чрезмерной централизации и «огосударствления» политики занятости. Государству должна принадлежать ключевая роль в организации сотрудничества и взаимодействия работодателей, профсоюзов и местных органов власти для обеспечения возможно более высокой и эффективной занятости.

Решение проблемы занятости предполагает не только материальную помощь безработным и их трудоустройство. При этом изучается конъюнктура рынка труда, организуются научно обоснованная профориентация и профессиональная переподготовка, активизируется влияние на систему общего образования, профессиональной подготовки, общественных работ, создаются новые рабочие места, налаживается сотрудничество служб занятости со службами персонала.


.2 Меры по оказанию помощи в новом трудоустройстве и социальной поддержке безработных


Реализация направлений повышения занятости требует в условиях РФ подъема производства, капиталовложений для создания рабочих мест и переподготовки персонала. Формирование спроса на рабочую силу подчинено потребностям и интересам работодателя и может быть осуществлено по следующим направлениям [9, с. 79]:

сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних или неэффективных. Эти меры осуществляются на действующих предприятиях при поддержке местных и региональных органов власти, содействующих привлечению необходимых средств в первую очередь в сфере производства потребительских товаров и услуг;

создание рабочих мест путем развития предпринимательства. Эффективно в этом плане создание малых предприятий и развитие внутреннего предпринимательства на действующих крупных предприятиях в процессе их приватизации и преобразования структурных подразделений в самостоятельные организации, которые, помимо их экономической связи со своими учредителями и спонсорами, расширяют масштабы собственной деятельности за счет внешних заказов;

организация оплачиваемых общественных работ, означающая предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких работах, хотя эта мера носит в значительной степени паллиативный характер, обеспечивая лишь кратковременную занятость преимущественно для лиц с низкой квалификацией. В малых городах с неразвитой инфраструктурой целесообразно направлять безработных граждан на работу по контрактам в выездных бригадах, занятых на строительстве объектов регионального и федерального значения. Сфера применения рассматриваемого направления может быть расширена за счет ее распространения на предприятия. В этом случае предприятие определяет круг работ, не входящих в его прямые обязанности, организуя для их выполнения рабочие места с привлечением безработных и оплатой их труда из средств предприятия и фонда занятости;

создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала. Несмотря на явно выраженную социальную направленность, и в данном случае сохраняется первичное значение спроса на рабочую силу, с тем лишь отличием, что содержание и характер работы при выполнении заказов на те или иные виды изделий или услуг должны в полной мере учитывать индивидуальные ограничения физических возможностей человека, способствуя в то же время его трудовой реабилитации. С этой целью должна осуществляться политика поддержки организаций, создающих указанные рабочие места по собственной инициативе, так и в порядке квотирования путем освобождения их от налогов на прибыль от реализации соответствующей части продукции.

Формирование предложения рабочей силы отражает потребности и интересы работника, руководствующегося главным мотивом - получить работу, устраивающую его по содержанию, условиям труда и оплате [9, с. 80]. · Первое направление данной политики - повышение качества рабочей силы с точки зрения ее профессионально квалификационного уровня, развития, совершенствования и использования индивидуальных способностей.

Второе направление - развитие самозанятости. Основные возможности в этом направлении связаны с индивидуальной трудовой деятельностью по изготовлению потребительских товаров и оказанию услуг, осуществляемой самим работником по собственной инициативе. В этом отношении самозанятость может рассматриваться как индивидуальная форма предпринимательства, при которой предприниматель и работник выступают в одном лице, сочетая функции спроса и предложения.

Третье направление - регулирование продолжительности рабочего времени. Политика сокращения рабочего времени и увеличения свободного не должна препятствовать развитию противоположной тенденции - «вторичной занятости», что фактически означает совместительство, предусматривая возможность предложения рабочей силы работником какой-либо организации сверх его основной занятости в этой же или в другой организации в целях получения дополнительного заработка.

Четвертое направление - регулирование миграционных процессов в целях обеспечения максимального сочетания интересов и потребностей работников и работодателей. Связанная с этими процессами мобильность рабочей силы предполагает способность и готовность работников к изменениям их трудовой деятельности в связи с изменениями в производимой продукции, технологии и организации на предприятии, а также с их профессионально-квалификационным и должностным ростом, что отражает политику стимулирования таких изменений на внутреннем рынке труда. Согласование этой политики с политикой на местном рынке труда обеспечивает возможность регулирования мобильности рабочей силы в масштабах района, поселка, города, области, когда изменение места работы не требует изменения места жительства. Регулирование миграционных процессов со стороны местных, региональных и федеральных органов власти и управления осуществляется совместно со службами занятости во всех случаях, когда изменение места работы обусловлено предоставлением жилья.


.3 Экономическая эффективность мер по сокращению безработицы


Реализация рассмотренных выше направлений может дать наибольший эффект, если государственные структуры, контролирующие ситуацию на рынке труда, будут ответственны за организацию механизмов поддержки экономически активной части населения, способного при определенных условиях заняться малым предпринимательством, например семейным, или освоить новые профессии, но пока не имеющего возможности реализовать свой потенциал.

Среди мер в области занятости населения особое место должно быть отведено проведению активной кадровой политики, означающей перенос акцентов с пассивной политики занятости на меры активного характера. Главная роль принадлежит здесь программам обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных, а также лиц, высвобождаемых из производства, системы управления, Вооруженных сил. В этих условиях возрастает роль государства в отборе, подготовке и закреплении кадров для государственного сектора. Эти вопросы должны найти отражение в соответствующей федеральной программе содействия организациям в подготовке персонала на производстве. Для успешной реализации такой программы необходимо проведение следующих мер [9, с. 82]:

организация высокоэффективной службы по профессиональной переподготовке и повышению квалификации высвобождающейся рабочей силы в соответствии с запросами, обусловленными реализацией программ промышленной политики;

организация многоуровневых (федеральный, региональный, муниципальный) банков данных высвобождающихся вакансий, доведение этой информации до лиц, ищущих работу;

организация общественных работ, направленных на улучшение производственной и социальной инфраструктуры, улучшение экологической ситуации;

подготовка разнообразных схем неполной занятости, таких, как переход на сменный режим работы, неполная рабочая неделя и т.д.

При этом основная часть финансовых ресурсов, выделяемых для регулирования занятости, должна расходоваться не на выплату и индексирование пособий по безработице, а на создание общероссийской инфраструктуры рынка труда, которая должна включать службы по профориентации и профподготовке кадров, центры переквалификации и т.д.

Если обратиться к опыту стран с развитой рыночной экономикой, то мы увидим, что она предполагает высокую активность государства на рынке труда. Базой для индивидуальных способностей в этих странах (особенно западноевропейских) служит общедоступная система образования и профессиональной подготовки. Современный рынок труда требуют формирования разветвленной общегосударственной системы подготовки, переквалификации и трудоустройства кадров.

Вопросы, связанные с профессиональным обучением, приобретают все большее значение. Предприниматели рассматривают его как важный фактор повышения производительности и конкурентоспособности. Профсоюзы заинтересованы в первую очередь в приобретении работниками квалификации, гарантирующей последующее трудоустройство. Что касается интересов государства, то они сконцентрированы главным образом на профессиональной подготовке безработных и высвобождаемых работников.

В целом ожидаемые изменения в численности и структуре населения приведут к сохранению высокого спроса на рабочие места. Помимо действия демографических факторов предложение рабочей силы увеличится по социальным и экономическим причинам.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка труда он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости - одна из основных социальных задач.

Решая проблемы занятости, необходимо:

изучать конъюнктуру рынка труда;

организовать научно обоснованную систему профориентационной работы и профессиональной переподготовки;

активизировать влияние государства на систему общего образования, профессиональной подготовки, общественных работ, создание новых рабочих мест, налаживание сотрудничества служб занятости со службами персонала.

При этом следует избегать чрезмерной централизации и «огосударствления» политики занятости. Государству должна принадлежать ключевая роль в организации сотрудничества и взаимодействия работодателей, профсоюзов и местных органов власти для обеспечения возможно более высокой и эффективной занятости [9, с. 86].

Следует отметить, что сложившаяся ситуация, связанная с нерациональным использованием кадрового потенциала, сокращение числа рабочих мест и недостаточной инвестиционной активностью в создании новых рабочих мест не способствовала снятию напряженности на рынке труда. Регистрируемая безработица из «открытой» формы трансформировалась в «невидимую», или «теневую», труднодоступную для реформирования.

Опираясь на опыт ведущих стран с развитой рыночной экономикой, можно выделить четыре основных направления прямого государственного регулирования занятости:

во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы;

в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделение средств на пособия безработным [9, с. 89].

Реализация указанных направлений возможна при соблюдении ряда принципов государственного регулирования занятости [9, с. 89-90].

. Сбалансированное регулирование всех элементов рынка труда с целью не только удовлетворения спроса на рабочую силу (рабочие места) и достижения определенного уровня занятости, но и воздействия на цену труда, качество рабочих мест, трудовую мотивацию экономически активного населения.

. Комплексный подход к решению проблем занятости, предполагающий необходимость взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ, предпринимателей и общественных объединений в рамках системы федеральных, региональных и отраслевых программ.

. Приоритетность финансирования политики занятости на основе согласованного использования возможностей бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных фондов, средств предприятий, самих трудящихся и их объединений.

. Поддержка малого предпринимательства и самозанятости как одного из факторов предотвращения массовой безработицы. Высвобождение работников из традиционных секторов экономики может проходить относительно безболезненно, если расширится самозанятость. Финансово-экономическая помощь предприятиям данного сектора должна быть адресной и четко увязанной с числом создаваемых рабочих мест.

. Изменение методов поддержки производства и системы рабочих мест на смену фактически бездарным денежным вливаниям, приводящим к инфляционно опасной прокрутке коммерческими банками огромных средств, не доходящих по целевому назначению, должны прийти государственные инвестиционные программы. Расходы на эти программы должны включаться в государственный бюджет с обязательным учетом численности поддерживаемых и дополнительно создаваемых рабочих мест.

. В качестве субъектов антикризисного регулирования занятости должны выступать высшие органы государственной власти и ключевые структуры Правительства РФ.

. Поддержание существующей системы рабочих мест в отраслях, признанных приоритетными в плане структурной политики при одновременной отмене искусственного сдерживания высвобождения работников бесперспективных отраслей и предприятий. Всемерная реализация концепции санации предприятий позволит избежать обвального высвобождения персонала. Политика на рынке труда не может быть изолированной и самодовлеющей. Коренного решения проблем занятости можно достичь лишь общими мерами социально-экономической политики государства, обеспечивающими переход к рыночным методам хозяйствования. Без общей концепции регулирования механизмов хозяйствования и поддержания необходимого воспроизводственного режима меры по регулированию либо вступают в противоречие с объективными потребностями, либо остаются безрезультатными. Политику регулирования рынка труда необходимо дифференцировать по регионам, городам и другим населенным пунктам.

Регулирование занятости представляет собой совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда. Прямое влияние на рынок труда оказывает законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п. Меры косвенного регулирования рынка труда одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости посредством влияния на экономическую конъюнктуру в стране. Таким образом, государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, организационных, законодательных и иных мер.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Курсовая работа посвящена актуальной теме: «Безработица и ее особенности в современной России». Актуальность характеризуется тем, что рост, причины и методы борьбы с безработицей являются сложным и жизненными вопросами, ответы на которые нам предстоит найти в нижеизложенной работе.

Безработица представляет собой социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти работу, становится относительно избыточной, пополняя резервную армию труда.

Выделяют следующие виды безработицы:

Фрикционная.

Структурная.

Циклическая.

Равновесие на рынке труда существует тогда, когда количество запрашиваемого труда равняется количеству предлагаемого.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в 2011 году составляла 75,6 млн. человек, то есть 53% от общей численности населения страны.

Уровень безработицы, то есть отношение численности безработных к численности экономически активного населения в 2011 году составляло 6,1% (без исключения сезонного фактора).

Общая численность безработных, классифицируемая в соответствии с принципами МОТ, в 3,6 раза увеличилась численность безработных, которые зарегистрированы в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце 2011 года в государственных учреждениях службы занятости населения числилось на учете в качестве безработных 1286 тыс.человек.

Социально-экономические последствия безработицы необходимо рассматривать вместе с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее главных глобальных и национальных проблем.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Налоговый кодекс Российской Федерации.- М.:ПРИОР,2009.-320с.

.Бюджетный кодекс Российской Федерации. № 145- ФЗ от 31.07.98г.

.Агапова T. A., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.- М.: МГУ; Дело и Сервис, 2010. - 523 с.

.Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2010. - 412 с.

.Базылев Н.И., Гурко С.П. Макроэкономика. - М.: Инфра-М, 2009. - 529 -с.

.Бирюков В. В. О сбалансированности консолидирование бюджетов РФ в 2010 году // Финансы. 2012. - № 2. - С. 7-10

.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2010. - 741 с.

.Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория (политическая экономия): Учебник. - М.: Инфра-М, 2010. - 589 с.

.Грязнова А.Г., Думная Н.Н и др. Макроэкономика: Теория и российская практика. -М.: Кнорус, 2009. - 621 с.

.Гладков И.С, Марыганова Е.А., Суслова Е.И Экономика. - М.: Кнорус, 2009.-856 с.

.Голикова Т.А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. - 2012. - № 2.-С 4-6.

.Гусев С. И., Швецов Ю. Г. Федеральное Казначейство в системе бюджетного регулирования. - Новосибирск: Наука, 2010. - 425 с.

.Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики. 2011. - № 1. - С. 45-59

.Коков В., Любимцев Ю. Финансовая политика государства: проблемы и перспективы // Экономист. 2011. - № 11. - С. 78-96\

.Кашин В.А. Взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы //Финансы.-2011.-№ 8.-С. 23-26.

.Киселева Е. Макроэкономика: Курс лекций. - М.: Эксмо, 2010. - 412 с.

.Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник. - М.: Тк Велби, Проспект, 2010. - 523 с.

.Лутохина Э. Макроэкономика: социально-ориентированный подход. - М.: Тесей, 2010. - 589 с.

.Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. 2011. - № 8. - С. 102-109

.Лившиц А. Я. Основные ориентиры безработицы в России // Финансы. 2011. - №9 - С. 63-69

.Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема труда и занятости // Экономист. 2011. - № 4 - С. 52-69

.Подпорина И. Современные проблемы безработицы в России// Экономист. 2011. - № 7 - С. 15-23

.http://www.gks.ru